Сравнительный анализ методики формирования понятия дроби в учебниках математики для 5–6 классов

Образование и воспитание » Формирование понятия дроби в 5-6 классах » Сравнительный анализ методики формирования понятия дроби в учебниках математики для 5–6 классов

Страница 4

После этого авторы говорят, как называются верхняя и нижняя часть дроби. И в заключение для закрепления изученного материала предлагается следующая задача:

Кусок проволоки длиной 2 м разрезали на 3 равные части. Какова длина одной части?

Ниже в учебнике приведен план решения этой задачи.

После этого даётся вывод, который должны были сделать сами учащиеся, ответив на вопросы: как можно записать частное от деления натуральных чисел? каким компонентам деления соответствуют числитель и знаменатель дроби?

После учащимся предлагается учебное задание пропедевтическое к основному свойству дроби, выполняя которое ребята приходят к выводу, что отрезки длиной м и м равны, а значит, равны и дроби и . Здесь авторы не называют это свойство, но уточняют, что обязательно будут использовать его в дальнейшем при выполнении арифметических действий с дробями.

После этого дробь рассматривается как одна или несколько равных долей и обобщаются два способа получения дроби. В этом пункте учебника приведены несколько заданий, в которых нужно указать, какая часть изображенной фигуры закрашена, какая не закрашена.

Далее рассматриваются вопросы отыскания части от целого и целого по его части. Рассматривается основное свойство дроби, с применением рисунков.

Основные достоинства учебника: При объяснении практически каждой новой темы авторы опираются на жизненный опыт учащихся и на иллюстрации. Показывается практическая необходимость введения многих понятий. В учебнике достаточное количество иллюстраций для формирования понятия дроби как результата деления натуральных чисел и как части целого. В объяснении в учебнике даются полные обоснования, для чего необходимо рассматривать данный материал, рассматривается большое количество упражнений. Некоторые задания сформулированы так, что позволяют готовить учащихся к самостоятельным выводам.

Недостатки: Именно это можно считать недостатком, потому что большие тексты сами по себе отталкивают учеников. Основная идея учебника – развитие познавательной активности учащихся, однако полнота изложения полностью удовлетворяет эту познавательную активность и лишает учеников стимулов к самостоятельным размышлениям и поиску информации.

Э.Р. Нурк, А.Э. Тельгмаа «Математика»

В этом учебнике перед введением понятия дроби рассматриваются две задачи:

1. посчитать количество учащихся в классе, количество мальчиков и девочек – решение выражается натуральным числом;

2. измерить ширину класса, используя линейку 1 м – возможно решение не будет выражаться натуральным числом.

Понятие дроби вводится на простейших примерах: одна вторая (половина), одна третья, одна четвертая – с этими словами ученики уже сталкивались в жизни. Далее приводится форма записи дробного числа, также даются названия и определения частей дроби. Так же рассказывается о том, что дробные числа, так же как и натуральные можно изображать на числовом луче.

В учебнике ученикам предлагается самостоятельно выполнить исследовательскую работу, результатом которой будет вывод правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. При определении понятий правильной и неправильной дробей используются числовые примеры, практически отсутствует наглядность, при изложении материала авторы единицу рассматривают как отрезок длины. Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями тоже иллюстрируются на примере суммы или разности длин отрезков.

При введении понятия десятичной дроби предлагается решить такую задачу: выразить 3 м 572 мм в метрах. В решении этого задания даётся обоснование расположения десятичных знаков, проводится аналогия с принципом записи натурального числа: «каждая последующая единица слева направо в 10 раз меньше по сравнению с предыдущей». После разбора нескольких примеров приводится алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную, в котором авторы обращают особое внимание учащихся на запись числителя обыкновенной дроби. «Но – внимание! – он должен содержать столько знаков, сколько нулей в знаменателе».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием
1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Поря ...

Командно - игровая деятельность
Место использования командно-игровой деятельности в учебном процессе при изучении каждой темы зависит: от цели учебной деятельности (деятельность, направленная на повторение ранее изученного материала и на усвоение нового материала применяется на начальном этапе; деятельность, направленная на закре ...

Организация кружковой работы по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проблемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития содержало и развивающий эксперемент (2 этап), заключающий в анализе системы кружковой работы, способствующей развитию творческого воображения у воспитанников. Целью развивающего экспер ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru