Сравнительный анализ методики формирования понятия дроби в учебниках математики для 5–6 классов

Образование и воспитание » Формирование понятия дроби в 5-6 классах » Сравнительный анализ методики формирования понятия дроби в учебниках математики для 5–6 классов

Страница 4

После этого авторы говорят, как называются верхняя и нижняя часть дроби. И в заключение для закрепления изученного материала предлагается следующая задача:

Кусок проволоки длиной 2 м разрезали на 3 равные части. Какова длина одной части?

Ниже в учебнике приведен план решения этой задачи.

После этого даётся вывод, который должны были сделать сами учащиеся, ответив на вопросы: как можно записать частное от деления натуральных чисел? каким компонентам деления соответствуют числитель и знаменатель дроби?

После учащимся предлагается учебное задание пропедевтическое к основному свойству дроби, выполняя которое ребята приходят к выводу, что отрезки длиной м и м равны, а значит, равны и дроби и . Здесь авторы не называют это свойство, но уточняют, что обязательно будут использовать его в дальнейшем при выполнении арифметических действий с дробями.

После этого дробь рассматривается как одна или несколько равных долей и обобщаются два способа получения дроби. В этом пункте учебника приведены несколько заданий, в которых нужно указать, какая часть изображенной фигуры закрашена, какая не закрашена.

Далее рассматриваются вопросы отыскания части от целого и целого по его части. Рассматривается основное свойство дроби, с применением рисунков.

Основные достоинства учебника: При объяснении практически каждой новой темы авторы опираются на жизненный опыт учащихся и на иллюстрации. Показывается практическая необходимость введения многих понятий. В учебнике достаточное количество иллюстраций для формирования понятия дроби как результата деления натуральных чисел и как части целого. В объяснении в учебнике даются полные обоснования, для чего необходимо рассматривать данный материал, рассматривается большое количество упражнений. Некоторые задания сформулированы так, что позволяют готовить учащихся к самостоятельным выводам.

Недостатки: Именно это можно считать недостатком, потому что большие тексты сами по себе отталкивают учеников. Основная идея учебника – развитие познавательной активности учащихся, однако полнота изложения полностью удовлетворяет эту познавательную активность и лишает учеников стимулов к самостоятельным размышлениям и поиску информации.

Э.Р. Нурк, А.Э. Тельгмаа «Математика»

В этом учебнике перед введением понятия дроби рассматриваются две задачи:

1. посчитать количество учащихся в классе, количество мальчиков и девочек – решение выражается натуральным числом;

2. измерить ширину класса, используя линейку 1 м – возможно решение не будет выражаться натуральным числом.

Понятие дроби вводится на простейших примерах: одна вторая (половина), одна третья, одна четвертая – с этими словами ученики уже сталкивались в жизни. Далее приводится форма записи дробного числа, также даются названия и определения частей дроби. Так же рассказывается о том, что дробные числа, так же как и натуральные можно изображать на числовом луче.

В учебнике ученикам предлагается самостоятельно выполнить исследовательскую работу, результатом которой будет вывод правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. При определении понятий правильной и неправильной дробей используются числовые примеры, практически отсутствует наглядность, при изложении материала авторы единицу рассматривают как отрезок длины. Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями тоже иллюстрируются на примере суммы или разности длин отрезков.

При введении понятия десятичной дроби предлагается решить такую задачу: выразить 3 м 572 мм в метрах. В решении этого задания даётся обоснование расположения десятичных знаков, проводится аналогия с принципом записи натурального числа: «каждая последующая единица слева направо в 10 раз меньше по сравнению с предыдущей». После разбора нескольких примеров приводится алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную, в котором авторы обращают особое внимание учащихся на запись числителя обыкновенной дроби. «Но – внимание! – он должен содержать столько знаков, сколько нулей в знаменателе».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Ю.З. Гильбух отмечает, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее рассматриваемые в литературе. Учителя, ...

Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы
Воспитывающая функция процесса обучения проявляется в том, что обучение постоянно-независимо от того, как рассматривает этот процесс мастер воспитывает учащихся. Это объективная закономерность процесса обучения, обучения нейтральны в смысле воспитания быть не может. Воспитание в отличие от обучения ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru