Обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Образование и воспитание » Обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словарь старшего дошкольника можно рассмотреть в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется (А. В. Захарова).

Ранний период формирования речи, в том числе и овладения словом, всесторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин, Е. С. Кубрякова и др.

На настоящее время в исследованиях разных авторов достаточно широко представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическим и грамматическим компонентами оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций.

Формированию лексического словаря у детей посвящено множество исследований, в которых этот процесс освещается в психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах. Ранний этап развития речи у детей, овладения словом, широко описывается в трудах таких авторов, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д. Б. Эльконин и др.

Л. С. Выготский отмечал: «Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущей деятельностью». Изначально это предметная деятельность, позднее игровая, учебно-игровая и учебно-познавательная. В процесс овладения речи входит усвоение всех функций речи: номинативной, индикативной (указазательной), коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и эмотиотивной.

Для правильного формирования речи детей необходимо сочетание различных предпосылок: психологические, (сформированность высших познавательных функций: память, мышление и т.д.) анатомо-физиологических, (сохранность строения центральных и переферических отделов речевого аппарата) и социальные (благоприятные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме).

Цель исследования: изучение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень) и определение оптимальных путей логопедической работы по его обогащению.

Объект исследования: словарь дошкольников с ОНР (II уровень).

Предмет исследования: обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень).

Гипотеза: обогащение предметного словаря у дошкольников с ОНР (II уровень) будет эффективным при условии наглядного и стимульного материала и его актуализации в импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе различных видов деятельности.

Задачами нашего исследования стали: 1. Изучение педагогической, научной, методической литературы по данной проблеме.

2. Изучение психолого-педагогических особенностей детей данной категории.

3. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень).

4. Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса.

5. Качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования.

Методами нашего исследования были:

1. Анализ педагогической, научной и методической литературы. 2. Наблюдение (опосредованное, открытое, скрытое).

3. Эксперимент (констатирующий и формирующий).

4. Анализ полученных данных.

Теоретико-методологической основой стали работы авторов А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского, в которых описывалось формирование словаря существительных у детей в онтогенезе и работы таких авторов как Е. М. Мастюкова, Т. Б.Филичева, Г. А.Чиркина, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с ОНР.

Теоретическая значимость: обобщенные данные теоретической и методической литературы по проблеме изучения формирования словаря дошкольников с ОНР.

Практическая значимость: использование логопедами в своей работе практических материалов при формировании словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

Полезная информация:

Методы научного познания в обучении математике
Одно из центральных мест в методике преподавания математики занимают методы обучения. Знание методов обучения математике необходимо для организации эффективного обучения школьников. Выделяют следующие методы обучения математики: методы обучения, выделяемые по источнику знаний; методы обучения, опре ...

Условия воспитания дошкольника в труде
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно - бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе - лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходи ...

Тест как средство измерений знаний. Формы тестовых заданий
Педагогический контроль – система проверки результатов познавательной деятельности студентов, т.е. определение степени и качества достижения учебных целей. Общие требования к педагогическому контролю: Соответствие сквозной программе дисциплины. Адекватное использование методов. Педагогический контр ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru