Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы

Образование и воспитание » Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы

«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, творчески, по-новому, мы не сможем создать…общество максимальных возможностей».

Н.А.Назарбаев.

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и так далее. Масштаб творчества может быть различным, но во всех случаях происходит возникновение и открытие чего-то нового.

Творчеством созданы науки и искусство, сами формы жизни людей. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное полноценное выражение человеческих возможностей.

Как показали исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. С уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет кружковая работа. Отсутствие освещение вопроса развития творческого воображения школьников с ООП в процессе кружковой работы позволило говорить об актуальности исследования проблемы.

Данную проблему следует изучать в настоящее время, так как вопрос социализации воспитанников детских домов, их интеграции в общество стоит очень остро. Этим предопределен выбор темы исследование – «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы».

Цель работы:

Изучение проблемы значимости кружковой работы как одного из оптимальных средств для развития творческого воображения у воспитанников детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии.

Объект исследования:

Дети подросткового возраста с задержкой психического развития воспитывающиеся в детском доме с ограниченными возможностями в развитии.

Предмет исследования:

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития – воспитанников детского дома с ограниченными возможностями в ходе кружковой работы.

Гипотеза исследования:

Если на должном уровне будет организованно кружковая работа, то в значительной мере возрастет уровень творческого воображения у воспитанников детского дома с задержкой психического развития.

Исходя из цели нашего исследования были сформулированы следующие задачи:

- Определить особенности формирования и развития воображения с задержкой психического развития;

- Выявить тенденции развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития в ходе кружковой работы;

- Разработать рекомендации по организации кружковой работы с детьми с задержкой психического развития в условиях детского дома с целью развития их творческого воображения.

Методологическая и теоретическая значимость исследования

Состоит в том, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).

Практическая значимость исследования состоит:

- в реальной возможности использования наработанной методики изучения проблемы и диагностики

- использования рекомендаций в ходе кружковой работы с целью развития творческих задатков воспитанников детского дома

- использование разработанной системы занятий на практике.

Методы исследования :

- анализ научно-методической литературы

- констатирующий эксперимент

- развивающий эксперимент

Структура дипломной работы:

состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложения. В 1 главе дается теоретическое обоснование проблемы. Во 2 главе представлены методика и результаты экспериментального исследования. В заключении сделаны выводы и даны рекомендации. План, таблицы, диаграммы прилагаются.

Полезная информация:

Анализ и обобщение результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
На контрольном этапе исследования для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, их видения собственного ЗОЖ, включая стремление к ЗОЖ, после проведения ряда мероприятий направленных на формирование ЗОЖ у подростков, мы еще раз предложили им заполнить анкету. Табли ...

Развитие грамматического строя речи при нарушении речевого развития
При нормальном ходе речевого развития все вышеперечисленные "закономерные" аграмматизмы должны полностью исчезнуть не позднее чем к четырём годам (во многих случаях они исчезают и раньше). К этому времени ребёнок должен говорить грамматически правильно оформленными предложениями, в которы ...

Беседа и анкетирование родителей
Здоровьесберегающие мероприятия для улучшения показателей уровня физического развития детей после проведенной беседы, анкетирования (Приложение 3) и работы с родителями пришли к выводу, что можно повысить физическое развитие в следствии следующих причин: 1. Плохая материальная база, нет хорошего ст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru