Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы

Образование и воспитание » Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы

«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, творчески, по-новому, мы не сможем создать…общество максимальных возможностей».

Н.А.Назарбаев.

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и так далее. Масштаб творчества может быть различным, но во всех случаях происходит возникновение и открытие чего-то нового.

Творчеством созданы науки и искусство, сами формы жизни людей. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное полноценное выражение человеческих возможностей.

Как показали исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. С уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет кружковая работа. Отсутствие освещение вопроса развития творческого воображения школьников с ООП в процессе кружковой работы позволило говорить об актуальности исследования проблемы.

Данную проблему следует изучать в настоящее время, так как вопрос социализации воспитанников детских домов, их интеграции в общество стоит очень остро. Этим предопределен выбор темы исследование – «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы».

Цель работы:

Изучение проблемы значимости кружковой работы как одного из оптимальных средств для развития творческого воображения у воспитанников детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии.

Объект исследования:

Дети подросткового возраста с задержкой психического развития воспитывающиеся в детском доме с ограниченными возможностями в развитии.

Предмет исследования:

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития – воспитанников детского дома с ограниченными возможностями в ходе кружковой работы.

Гипотеза исследования:

Если на должном уровне будет организованно кружковая работа, то в значительной мере возрастет уровень творческого воображения у воспитанников детского дома с задержкой психического развития.

Исходя из цели нашего исследования были сформулированы следующие задачи:

- Определить особенности формирования и развития воображения с задержкой психического развития;

- Выявить тенденции развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития в ходе кружковой работы;

- Разработать рекомендации по организации кружковой работы с детьми с задержкой психического развития в условиях детского дома с целью развития их творческого воображения.

Методологическая и теоретическая значимость исследования

Состоит в том, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).

Практическая значимость исследования состоит:

- в реальной возможности использования наработанной методики изучения проблемы и диагностики

- использования рекомендаций в ходе кружковой работы с целью развития творческих задатков воспитанников детского дома

- использование разработанной системы занятий на практике.

Методы исследования :

- анализ научно-методической литературы

- констатирующий эксперимент

- развивающий эксперимент

Структура дипломной работы:

состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложения. В 1 главе дается теоретическое обоснование проблемы. Во 2 главе представлены методика и результаты экспериментального исследования. В заключении сделаны выводы и даны рекомендации. План, таблицы, диаграммы прилагаются.

Полезная информация:

Ступени и ход обучения
Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу. Цветок не должен разрывать своей чашечки, говорил он, подчеркивая мысль о том, что обучение должно представить картины мира в сознании учащегося как единое целое. ...

Выявление влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с ДЦП и без данной патологии к школе
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов, методики Баркан А.И.РОД, проведении однофакторного дисперсионного анализа(ANOVA) мы выявили отсутствие влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с ДЦП и без данной патологии. Полученные данные отр ...

Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности экологического образования младших школьников посредством использования игр
В начало раздела 2.1 Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Мусинская» СОШ Каргатского района Новосибирской области. Исследование проводилось в двух кла ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru