Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.
Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 4-8 классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определились интересы и наклонности.
Кружки для детей могут быть самыми разнообразными. Однако прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогали детям подготовленными вступать в самостоятельную жизнь.
Сюда относятся кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания. Можно осуществлять работу кружков по различным общеобразовательным предметам .
Задачи занятий творческим трудом
Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.
В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты, выполнять сюжетные аппликации, работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения.
Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:
- Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
- Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать.
- Знакомство детей с различными видами искусства и направлениями декоративно – прикладного искусства.
- Воспитание активного эмоционально – эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека.
- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.
Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:
-выдерживать общую направленность занятий;
- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержание и методов занятий с учетом личных склонностей детей;
- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;
-опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;
-иметь общественно – полезную направленность всех выполняемых работ;
-подчинять все виды внеурочной работы общим учебно-воспитательным целям и задачам.
В содержание кружковой работы целесообразно включить изготовление поделок из бумаги, ткани, различных материалов. Эти работы не должны дублировать изделия, выполняемые детьми в классе.
Организация кружков
Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой воспитатели или учителя в школе ведут кружок или оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему занятия. Этому важному участку воспитательной работы следует уделять серьезное внимание. Необходимо заинтересовать детей, стремиться передавать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни.
Конкретное содержание работы кружков определяется с учетом местных условий, пожеланий учащихся, подготовленности самого воспитателя.
Полезная информация:
Теория учебной деятельности
Для того, чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям: - быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, ...
Детская периодика и критика на современном этапе
В настоящее время наблюдается возрождение детской литературы после периода рыночных реформ. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого – начала двадцатого века. Сейчас в нашей стране детская печать являет ...
Организация инновационной деятельности
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедически ...