Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства

Страница 1

На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику, 4) музыкальный театр, 5) фольклор.

Занятия по музыке значительно расширяют круг представлений таких детей и тем самым способствуют улучшению их познавательной деятельности. Это требует координации работы учителя музыки с педагогами, ведущими другие дисциплины.

1) Самым доступным жанром для детей является песня. Песня сплачивает детей, дает яркие, художественные, музыкальные впечатления. Пение - процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с различными нарушениями в развитии. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Существуют такие приемы обучения пению: перед слушанием песни педагог проводит беседу об ее содержании, разъясняет, рассказывает чувства, настроение, выраженные в ней. Затем педагог выразительно исполняет песню. При использовании пения в коррекционных целях следует придерживаться требований, имеющихся в логопедической работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи: учитывать поэтапность в нормализации речи; периоды щадящего режима у больных с органическими нарушениями голоса.

Пение народных песен способствует эстетическому воспитанию детей, пробуждает чувство любви к Родине, к родной природе. Песни способствуют улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияют на выразительность речи. От музыки у детей бывают положительные эмоции, а значит, дети больше улыбаются и смеются. Эти дети будут всегда здоровыми. При пении у детей исправляется дефект речи, исправляется заикание.

2) Инструментальная деятельность способствует эффективному развитию учащихся лишь в том случае, если гармонично вводится в процессе обучения и понимается как активно-познавательная, творческая практика цель введения в урок детских музыкальных инструментов - активизировать музыкальные способности учащихся, обогащать их музыкальный опыт.

Игре отводится особая роль, поскольку она вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развивать его творческие способности. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию кисти рук, например, молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором на цитре; развитию дыхания во время игры на дудочках; развитию голоса артикуляции во время песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах.

В работе с учащимися начальных классов в коррекционно-развивающем обучении могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, то есть быть красивыми, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач.

3) Психогимнастика - курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Придается большое значение общению детей со сверстниками. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал.

Учащимся, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Изживаются невротические проявления (страха, опасения, неуверенности).

Упражнения в психогимнастике решают такие задачи: уменьшают напряжение, сокращают эмоциональную дистанцию учащихся, вырабатывают умения выражать свои чувства, мысли, желания. Курс занятия способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребенка.

4) Сложившаяся на сегодняшний день образовательная ситуация, при которой учреждения для детей с задержкой психического развития используют учебники и программы массовых образовательных школ, с одной стороны, и постоянное увеличение объема знаний в рамках цензового образования, с другой, когда его усвоение становится серьезной проблемой, даже для здорового ребенка, приводит ко все более выраженному не успеху ребенка с отклонениями, подчеркивая ограниченность его возможностей.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Из приведенных выше определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная о ...

Анализ результатов эмпирического исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Эмпирической базой исследования стал Курский Торгово-Экономический колледж. В исследовании приняли участие 87 человек. Учащиеся первого курса групп 1 ТОВ «А» и 1ОРГ «А» и третьего - группы 3 ТОВ «А» и 3 ОРГ «А». Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение1 таблица 6, 7, 8, 9) мы пр ...

Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня сформированности у детей морфологической стороны речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, её прогнозированию. Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по форми ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru