Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства

Страница 2

Следственно для того, чтобы отвечать современным требованиям, образовательные учреждения для детей с проблемами в развитии нуждается в переосмыслении своего педагогического подхода – коррекция работы предполагает устойчивый комплекс действий, операций, промежуточных целей, которые позволяют с наименьшими затратами достичь желаемого, механизм, который помогает совершить скачок из области недоразвития возрастной норме.

В учебный план музыкально-театрального отделения в школе-интернате входят следующие дисциплины: сольное пение или народное пение, сценическое мастерство, сценическая речь, сценическое движение, общее фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.

На уроках сольного пения, помимо произведений из учебной программы, разучиваются сольные партии из спектаклей, а на хоровых занятиях – хоровые партии.

Постоянными зрителями, а зачастую и участниками репетиций, становятся дети, занимающиеся на других отделениях. И что характерно, посещая репетиции, они, по свидетельству педагогов (как правило, специалистов с высшим образованием), начинают значительно лучше заниматься по основной специальности.

Участие ребенка в музыкальном спектакле влияет на познание им окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций у школьника укрепляется уверенность, а так же способность адаптироваться в различных обстоятельствах: он учится без стеснения выражать свои чувства в мимике и жестах. Играя какую-либо роль, он использует нужные движения, самостоятельно найденные им, учится ощущать необходимые для создания того или иного образа, гротескные, юмористические и другие характерные черты. В процессе репетиций новый смысл приобретает взаимоотношения индивидуума и группы, и, прежде всего, развивается чувство коллективизма – необходимое условие сценического искусства. Происходит более интенсивное эмоциональное и интеллектуальное развитие школьников. Мелодии песен, их текст, различные игровые движения развивают память.

Наблюдая за учащимися, обучающимся на музыкально-театральном отделении, установлено, что у них изменилось и отношение к учебе – заметно улучшилась и успеваемость по общеобразовательным дисциплинам. Благодаря игровым ситуациям и исполнению ролей, дающим возможность представить себе то, «чего нет», развивается воображение, которое необходимо в каждой художественной деятельности. Вот, что говорят по этому поводу ученые: «искусство возникло в истории цивилизации для того, чтобы развивать и поддерживать фундаментальную основополагающую человеческую способность – воображение. Конечно, искусство решает множество задач – и социальных, и прикладных. И все же, в конечном счете, оно направлено на то, чтобы сформировать воображение. Человек без воображения – исполнитель. Любая проблемная ситуация требует такого способа действия, такого решения, которого человек в прежнем опыте не имел. Но найти его надо. Вот тут-то необходимо воображение».

Уроки-репетиции должны определяться, в конечном счете, атмосферой, артистической, культурной и моральной, в которой учат будущего, быть может артиста, быть может режиссера, быть может театрального критика и уж наверняка тонкого грамотного зрителя. И все это имеет огромное значение для решения наиболее общих задач всестороннего развития личности.

5) Фольклор в наши дни является объективной ценностью представляющей собой самобытную целостную систему эстетического и нравственного воспитания. Мы рассматриваем фольклор как универсальное, дидактическое и развивающее средство и его социализации. Фольклор учитывает возрастные психологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.

Поэтика русской речи необходима ребенку для благополучного эмоционального развития. Обращение в детстве к старейшим языковым и музыкальным формам необходимо и закономерно, так как они духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Возрождение народных, обрядовых и календарных праздников в наше время практикуется очень интенсивно. Такая непосредственная встрече со своей национальной культурой способна пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мир личности, явится гарантом ее устойчивости, ибо народный праздник всегда выполнял и важные социальные функции. Поскольку в нем человек ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Внутри праздника всегда осуществляется свободное общение, проявляются все формы и виды народной культуры. Другой вариант решения проблемы, личностной заинтересованности ребенка при врастании в национальную культуру связан с принципом образно-игрового «вхождения» в фольклор (разыгрывание). Игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами познавательной деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого, идеально мобилизует эмоции ребенка, его интеллект. Вхождение в национальную культуру в форме игры ставит и ребенка, и педагога в ситуацию первооткрывателей, в ситуацию идеологического общения, креативного творчества.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Особенности коррекционной работы при речевой симптоматике дизартрии
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление откл ...

“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...

Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении
Построение технологий обучения, адекватных его личностной направленности, требует прежде всего изменения способов деятельности общения, характера взаимодействия между его субъектами, в процессе которых происходит самоутверждение личности, обретение личностного смысла данной деятельности, возникает ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru