Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ » Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста

Страница 1

Выявление уровня сформированности у детей морфологической стороны речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, её прогнозированию.

Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по формированию морфологической стороны в каждой группе.

В методике обследования использовались разные формы: наблюдение за повседневным общением детей; задания на выявление уровня владения морфологическими конструкциями и умение образовывать слова; тестирование.

Отмечено, что изучение морфологической стороны речи в процессе общения очень эффективно, так как в этой ситуации ребёнок пользуется, в основном, простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы. Были предложены игровые задания и упражнения на выявление различных морфологических навыков.

1. Детям давалось игровое задание на умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Перед ними ставили две куклы и с помощью вопросов рассматривали их вид ( внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь):

Во что одета кукла Маша? Какое у неё платье, какого цвета? (В бальное платье, синего цвета.) Какие у неё волосы? (Волосы светлые, белые.) Какого цвета на голове бант? Какие глаза? (Глаза голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки, туфли.) Какого они цвета?

Во что одета кукла Даша? Что это? (Брюки, свитер.) Какого они цвета? Что у неё на ногах? (Туфли, носочки.) Какого цвета?

У Маши…(платье синее), а у Даши…(брюки и свитер.) У Маши волосы… (светлые, с бантом), а у Даши… (светлые, но без банта).

Детям было предложено задание на проверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

Тест выглядел как игра "Расставим посуду на место". Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена и она очень сильно удивлялась тому, что:

Кастрюля под столом;

Чашки с блюдцами на окне;

Чайник под стулом;

Ложки и вилки в сковороде;

Сковорода около шкафа.

Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:

Где стоит кастрюля? (Под столом.)

Куда мы её поставим? (На плиту.)

Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

Куда мы их поставим? (В буфет.)

Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)

Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола.)

Где стоит сковорода? (Около шкафа.)

Куда мы её поставим? (На плиту около кастрюли.)

3. На проверку усвоения формы родительного падежа единственного и множественного числа больше подходила игра "Угадай, чего не стало".

На столе лежат ножницы, ручки, книги, тетради. Затем убирается группа предметов и детям задаётся вопрос: Чего не стало? (тетрадей, ручек, книг и т.д.) или убирается один предмет (ручка, книга, тетрадь и т.д.).

При проверке понимания различий в значении и употреблении предлогов ( в, на, из, с, под, над), навыков согласования слов в роде, числе и падеже было проведено два игровых приёма:

а). На понимание значения предлогов.

В этом задании ребёнку предлагалось выполнить ряд действий, а предлог выделить голосом:

достань коробку с игрушками из-под стола; поставь её на стол;

достань из коробки куклу и посади её на окно;

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Практические советы психологов по совершенствованию памяти
Существует множество методов улучшения работы памяти. Однако никакой из них не может быть абсолютно полезным в одиночку. Нет таких волшебных таблеток, переключателей или уловок, которые за один раз могут улучшить работу памяти. Действенность состоит в том, что память человека имеет огромное количес ...

Интерьер кабинета иностранного языка
Проводимые в последние годы проверки образовательных учреждений выявили отсутствие единой системы оформления и оборудования школьных кабинетов, в том числе и кабинетов иностранных языков. Обычно подходя к кабинету иностранного языка в любой школе и в любом городе можно заранее предположить, как он ...

Понятие коммуникативной компетенции
В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью. Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания. Русский язык является государств ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru