Понятие о памяти и её физиологических механизмах

Страница 2

Представление – это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим «река» и представляем её: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в представлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку – Волгу, Москва-река, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.

Представление – более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.

В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя, одним словом, ряд предметов.

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенное значение. И наоборот, всё то, что для человека малозначительно, запоминается значительно хуже, и быстрее забывается.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Всё то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Запоминание – это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал – это значит связать его с прежними знаниями, запомнить иностранное слово – это значит связать его с соответствующим понятием.

Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в нашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с греческого – «соединение», «связь»). Без этих связей, или ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Прежде всего следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации – это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось ещё со времён Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения.

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе.

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.

Конкретное содержание ассоциаций определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы, профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого рода образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника зубного врача и словесника.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и ...

Оценка болонского процесса украинскими студентами
Для оценки болонского процесса в Украине, конечно, недостаточно мнения министров, политиков и ученых, а также знаний о том, что предполагает декларация и другие законодательные акты на ее основе. Одним из важных факторов, определяющих удачность реформ, является отношение к ним тех, кто непосредстве ...

Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: - что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); - как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оцениван ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru