Понятие о памяти и её физиологических механизмах

Страница 2

Представление – это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим «река» и представляем её: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в представлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку – Волгу, Москва-река, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.

Представление – более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.

В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя, одним словом, ряд предметов.

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенное значение. И наоборот, всё то, что для человека малозначительно, запоминается значительно хуже, и быстрее забывается.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Всё то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Запоминание – это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал – это значит связать его с прежними знаниями, запомнить иностранное слово – это значит связать его с соответствующим понятием.

Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в нашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с греческого – «соединение», «связь»). Без этих связей, или ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Прежде всего следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации – это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось ещё со времён Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения.

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе.

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.

Конкретное содержание ассоциаций определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы, профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого рода образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника зубного врача и словесника.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Особенности формирования математических понятий в 5–6 классах
Всякое понятие, в том числе и математическое, является абстракцией от множества конкретных объектов, которые описываются им. В понятии отражаются устойчивые свойства изучаемых объектов, явлений. Эти свойства повторяются у всех объектов, которые объединяются понятием. Но каждый реальный объект имеет ...

Процесс разработки учебного плана
Прежде чем браться за разработку нового учебного плана, было бы целесообразно определить, насколько существующий учебный план может быть улучшен или адаптирован и как это должно быть сделано. Если действующий учебный план не поддается переводу в требуемый формат, то необходимо проделать весь цикл д ...

Функции, задача и виды оздоровительного семейного досуга
В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту. При решении данной задачи значимую роль играет стремление ребенка к личным достижениям в области физического совершенствования. К старшему дошкольному возрасту ребенок на ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru