Понятие о памяти и её физиологических механизмах

Страница 3

Но основу наших знаний составляют ассоциации более высокого уровня, сложные или смысловые, ассоциации, отражающие объективные связи типа «причина и следствие», «род и вид», «целое и часть». Иными словами, в этом случае связь между объектами устанавливается не потому, что они воспринимались одновременно или похожи друг на друга, а потому, что одно явление есть следствие другого, или часть другого, или вид другого.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определённые электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место). Эти следы могут при определённых условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.

Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закреплённой информации.

Другая теория, молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте записываются слова и музыка). Учёные даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, «молекулы памяти». А дальше идут уже совершенно фантастические предположения о том, что когда-нибудь «молекулы памяти» можно будет синтезировать в лабораториях, изготовлять «таблетки памяти» или специальную жидкость для инъекций и таким образом пересаживать знания в голову человека.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Техники и приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Ю.З. Гильбух отмечает, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее рассматриваемые в литературе. Учителя, ...

Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда
Радикальные преобразования в современной российской жизни, в первую очередь в экономике, сопровождаются тенденциями включения высшей школы во вновь формируемые хозяйственные отношения. Сложность этого процесса обусловлена самой природой высшего образования, которое не только обеспечивает воспроизво ...

Стили воспитания в семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии: результаты исследования и их обсуждения
При проведения проективной методики Баркан А.И.РОД, целю которой являлось определение стиля воспитания в семьях, воспитывающих ребенка с ДЦП и без данной патологии мы получили данные. Рис. 2. Стили семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии Данные представленные ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru