Профилактическая работа по предупреждению наркомании в семье и школе

Страница 4

помощь детям научиться правильно общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию с их стороны;

информировали детей об алкоголе и наркотиках и помогали им подыскать конкретные причины для отказа от каждого из них.

В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым, поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление алкоголя и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.

Сегодня просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой и юношеской наркомании:

полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);

широкая доступность так называемых "вовлекающих" наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение "порога страха" перед их применением,

изменение "социальной базы" наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое) болезни, характерной для большей части молодежи;

феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);

неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящая к противоположному эффекту;

неэффективность и недостаточность медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;

создание и поддержание мифа о неизлечимости наркомании, что осложняет положение наркоманов.

Безусловно, проблема употребления молодежью наркотиков и алкоголя является очень серьезным вызовом современности. С 2006 по 2011 годы в Беларуси заболеваемость несовершеннолетних наркологическими расстройствами выросла на 5% - с 963,5 до 1011,2 случая на 10 тыс. детей.

На 1 декабря 2011 года под наблюдением врачей-наркологов находилось 16814 несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические или токсические вещества. Из них от наркотической зависимости страдали 5 человек, алкогольной - 23, токсической - 35. Алкоголь "с вредом для здоровья" потребляли 16 256 человек, токсические вещества - 440, наркотические - 55. Среди детей не отмечено случаев алкогольных психозов, смертельных отравлений алкоголем и передозировок наркотиками. По данным социологических опросов, в 2010 году 52,3% учащихся неоднократно употребляли алкоголь, 37,9% - курили, 11,8% - пробовали наркотические вещества.

Максимальным потенциалом при проведении профилактики обладают учителя, психологи и социальные педагоги, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками. Именно они могут уловить те изменения в состоянии и поведении учеников, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов. Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, обеспечение их конкретными психотехническими приемами (ролевые игры, тренинги, дискуссионная работа) позволит увеличить эффективность профилактической работы в целом.

Начальные знания учащихся по проблеме химической зависимости и профилактике аддиктивного поведения характеризуются своеобразным информационным дефицитом: отсутствием необходимых и достоверных знаний о наркотических веществах, о воздействии их на организм и работу мозга человека; о механизмах и первых признаках формирования психической и физической зависимости, симптомах интоксикации различными видами наркотических средств; развития наркомании и токсикомании как болезни, имеющей тяжелые биологические и социальные последствия.

Эффективность первичной профилактической работы по предупреждению аддиктивного поведения подростков и юношества может быть обусловлена достижением следующих целей:

формирование здорового образа жизни как средства снижения риска вовлечения молодежи в наркозависимость;

повышение уровня информированности учащихся по проблеме зависимостей от психоактивных веществ и содействие развитию у них установки на здоровый образ жизни;

формирование системы убеждений, обеспечивающих сознательный отказ от аддиктивного поведения;

информация о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости в психологическом, физическом и социальном аспектах;

формирование развитой концепции самосознания, понимание своих чувств, эмоций, способность заботы о себе;

принятие концепции болезни и понимание последствий, к которым приводит зависимость от ПАВ.

Достижение вышеперечисленных целей будет способствовать формированию моделей здорового образа жизни и профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде.

Это общие цели профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации. Учителя-предметники могут оказывать влияние на уровень притязаний и самооценку. Классные руководители имеют доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации. Администрация школы реализует возможность привлечения специалистов по профилактике.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Теоретическая поддержка темы «Природные источники углеводородов»
Нефть. Керосин. бензин Нефть – жидкое горючее ископаемое, добываемое из недр Земли. Нефть представляет собой нерастворимую в воде коричневую или черную маслянистую жидкость легче воды (плотность 0,75–0,95 г/мл). Она содержит 83–87% углерода и 11–14% водорода. Нефть состоит из углеводородов – алкано ...

Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования
Принципами социально-педагогической работы с данной группой клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения вс ...

Роль оценки в формировании трудовых навыков детей при организации дежурств
По окончании работы дежурного, педагог должен ее оценить. На содержание оценки влияют следующие факторы: отношение детей к работе; взаимоотношения с товарищами в процессе труда; отношение к материалам и инструментам; степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса; получе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru