Профилактическая работа по предупреждению наркомании в семье и школе

Страница 2

Очень часто, сами взрослые делают ошибку, потому что, не прислушиваются к его мнению, скорее накажут, чем послушают, этим выказывая своё неуважение к формирующейся личности. Если вдруг ребёнок оступился, или сделал что - то не так, не стоит его наказывать, лучше помочь ему разобраться и самому исправить ошибку. Иначе ребёнок выработает тактику ограниченности общения с родителями, дабы не слушать их крики и указания. И дальше он пойдёт всё к тем же друзьям, которые не кричат, не осуждают и посоветуют. И будет очень печально, если их советы окажутся губительными для ребёнка.

Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков, необходимо, прежде всего, понять, какие особенности семьи повышают риск наркотизации.

Работа с проблемными семьями должна быть направлена на решения нескольких взаимосвязанных задач:

информирование родителей о роли и месте семьи в развитии наркомании у подростка;

информирование родителей о возможных семейных причинах наркотизации и о признаках употребления подростком наркотиков;

оптимизация системы внутрисемейного воспитания;

повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.

Таким образом, задача-минимум формулируется как активизация и обеспечение позитивной динамики семейных отношений; задача-максимум - участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности, как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.

Работа с семьей является важной составляющей системы профилактики молодежной наркомании. Она может осуществляться социальными службами в нескольких формах: индивидуальная работа с членами проблемных семей; работа с семьей в целом; специальные родительские группы; работа с массовой родительской аудиторией.

Указанные формы профилактической работы с семьей существенно различаются организационно, методически и содержательно. Вместе с тем, необходимо отметить некоторые общие принципы:

1. Обеспечение приращения нового бытийного опыта членов семьи. Независимо от реализуемой формы, усилия специалистов, занимающихся семейной проблематикой, должны быть направлены на расширение возможностей семьи в понимании ситуации, взаимоотношений, причин нарушений и их последствий.

2. Взаимодействие в условиях неопределенности. Исследования показывают, что даже "полный набор" факторов наркориска не приводит к наркотизации подростка, а иногда достаточно лишь ситуативного проявления одного из них. Создание и поддержание психологом ситуации неопределенности способствует тому, что в процессе взаимодействия с родителями (или семьей в целом) актуализируется наиболее значимый аспект семейной проблемы.

3. Ответственность. Важно, чтобы в процессе работы члены семьи осознали и приняли меру своей ответственности за то, что происходит с ними.

4. Открытость и незавершенность работы. Решая задачу профилактики наркомании, психолог, тем не менее, не может дать гарантии того, что в семье не появится наркоман. В связи с этим, одним из важнейших результатов профилактической работы с семьями должна быть принципиальная готовность родителей к получению специальной профессиональной помощи и мотивация на сотрудничество с социальными центрами.

5. Реальность ожиданий. Необходимо, чтобы с самого начала и социальные работники (психологи, педагоги и др.), и члены семей, вовлеченные в профилактическую работу, понимали, что каждый из них вносит свой посильный вклад в успех и, что перед работниками социальных служб стоит задача - помочь семье преодолеть "зацикленность" и обеспечить минимальную динамику.

6. Плюрализм форм и методов работы с семьей. Мы говорим о том, что факторы наркотизации семейной природы могут иметь различный характер. Поэтому трудно себе представить существование какого-либо единственного, эффективного метода профилактической работы с семьей.

7. Включенность\вненаходимость. В соответствии с этим принципом специалист, реализующий ту или иную форму работы с семьей должны находиться в непрерывном контакте с людьми, с которыми он работает.

8. Принцип "здесь и теперь". Сущность данного принципа можно передать с помощью афоризма: "не важно, о чем говорят члены семьи, важно то, что реально происходит".

Перечисленные принципы могут быть реализованы независимо от того, в какой форме проводится профилактическая работа. Суммируя, можно сказать, что их реализация направлена на повышение возможностей саморазвития семьи и живущих в ней людей.

Индивидуальная работа с членами проблемных семей часто является единственно доступной формой профилактической работы с семьей. Как правило, привлечь к такой работе удается субъективно наиболее заинтересованного члена семьи. В подавляющем большинстве случаев (65%) - это женщины. Однако, по мере развития консультативно-терапевтического процесса, к нему в значительной части случаев удается привлечь и других членов семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Содержание образования
Социальная функция образования - обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта предшественников, которая выражается в форме материальной и духовной культуры. Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Оно включает в себя общее развитие и ...

Обучение личностно-ориен­тированному общению на основе текста в старших классах средней школы
Возможность развития устной речи на базе чтения никогда не вызывала сомнений. Многие современные зарубежные и совет­ские методисты и преподаватели-практики рекомендуют и успешно используют чтение как средство обучения говорению на всех этапах и в разных условиях. Это особен­но актуально сейчас в ст ...

Методика изучения темы «Обыкновенные дроби» в учебниках по методике преподавания математики
Курс математики 5–6 классов представляет собой органическую составную часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, которая, с одной стороны, является продолжением и развитием идей, реализованных при обуч ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru