Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Образование и воспитание » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металла » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 2

Разметка. Операция разметки довольно часто стоит на первом месте в технологическом процессе слесарной обработки деталей. Существуют несколько способов разметки: по шаблону, по образцу детали, по чертежу. Первые два обеспечивают большую производительность, однако применяются только при изготовлении партии одинаковых деталей. В условиях трудового обучения в школе разметка чаще всего выполняется по чертежу. С самого начала внимание учащихся обращаю на необходимость правильно держать линейку, угольник, чертилку и правильно проводить риски. Учащимся рассказываю, к каким последствиям в процессе обработки детали приводят ошибки в разметке – волнистые линии, проведение рисок за несколько проходов.

На первых порах дети допускают ошибки при откладывании размеров по линейке, начиная отсчет не от нуля, а от единицы. Поэтому необходимо тщательный контроль за качеством работы учащихся. Овладев начальными умениями разметки, учащиеся переходят к применению указанной операции при изготовлении изделий. Поэтому объекты работы следует подбирать так, чтобы сложность задания по разметке постепенно возрастала. Практикой установлено, что начинать следует с разметки от кромки заготовки, а затем переходить к разметке от осевых линий. Научившись построению простых геометрических фигур, ребята переходят к нанесению прямых рисок, сопряженных с криволинейными.

При разметке сложных контуров применяют шаблоны. При всей кажущейся простоте приемов разметки по шаблону приходится констатировать, что дети часто допускают ошибки. Обычно они плохо прижимают шаблон к заготовке, и он смещается во время разметки. На это следует обращать внимание учащихся.

Сложные контуры разметки бывает необходимо накернить. При этом тоже довольно часто допускают типичную ошибку: неправильно устанавливают кернер (вершина кернера не совпадает с линией разметки), делают одно углубление за несколько ударов, а не за один, как это положено.

Правка, гибка, клепка, рубка. Перечисленные операции выполняют с помощью молотка. Поэтому их называют ударными. Так, операция правки требует умения наносить точные удары молотком (обычно локтевые и кистевые), гибка сопровождается более сложными условиями труда, чем простая правка, так как приходится пользоваться оправками; при клепке требования к точности попадания возрастают еще больше, так как промахи приводят к порче поверхностей соединяемых деталей, что трудно устранить последующей обработкой. При рубке необходимо уметь попадать молотком точно в головку зубила, так как промахи приводят к травмам левой руки. Дополнительная сложность в данной работе обусловлена необходимостью изменять после каждого удара положение зубила. Таким образом, рубка требует умелой координации движений правой и левой рук.

Изготовление детали довольно часто начинается с оправки заготовки. Нередко учащиеся склонны рассматривать правку как вспомогательную операцию, не играющую важной роли в технологическом процессе. Поэтому следует убедить их, что от правильности выполнения правки во многом зависит качество будущего изделия.

Поскольку заготовки могут быть разнообразными, постольку и приемы правки применяются различные: правки жести, проволоки, листового и полосового материала, сортового проката. С этими приемами учащихся знакомлю, когда возникает необходимость выправлять заготовку. Специально же деформировать заготовки, чтобы познакомить их со всеми возможными видами правки, не следует.

Выполняя правку, дети должны прежде всего научиться правильно держать молоток. Выполнить его бывает довольно сложно, многие учащиеся склонны держать молоток у самой головки, объясняется тем, что они берут слишком тяжелый инструмент. Поэтому необходимо придерживаться нормативов, установленных на размеры инструментов. Иногда дети приходят в мастерские уже с неправильным навыком работы молотком, и их приходится переучивать. Времени на это жалеть не следует, так как если ученик в процессе правки не научился правильным приемам работы молотком, то он будет также неправильно выполнять гибку, клепку и рубку.

В процессе правки очень важно уметь правильно располагать заготовку. Весьма часто ее приходится держать (придерживать) левой рукой. И если заготовка расположена неправильно, удар отдает в руку.

Работая с жестью и проволокой, дети овладевают операцией гибки металлов. При этом желательно применять различные оправки и приспособления, чтобы изделия получались красивыми и производительность труда была достаточно высокой. Выполнение приемов гибки металлов требует значительного внимания и старательности. На это следует обратить внимание учащихся, так как кое-кто из них пытается работать быстро, но не точно. На первый взгляд может показаться, что изготовить, например, чертилку очень просто; однако оказывается, что придать ей красивую форму можно только в процессе кропотливого труда. Необходимо, чтобы ребята это осознали при работе гибки металлов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей
Цель: урегулировать двигательную активность детей старшей группы разной подвижности. Задачи: 1) разработать двигательные задания и педагогические приемы для урегулирования двигательной активности детей разной подвижности; 2) реализовать и апробировать их воздействие на развитие двигательной активно ...

Методы определения нитратов и нитритов
Определить по внешнему виду содержание нитратов в овощах и фруктах трудно или вообще невозможно. У вегетирующих (с листьями и стеблями) растений по интенсивности зеленой окраски листьев и черешков, особенно нижних ярусов, можно лишь ориентировочно судить: чем она темнее, тем больше нитратов в них с ...

Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха
Театрализованная деятельность дошкольников» – достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления. В конце XVIII – начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А проф ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru