Учебные планы и программы, их назначение и содержание

Образование и воспитание » Основы организации дисциплины методики » Учебные планы и программы, их назначение и содержание

Сформированное на основе научно обоснованной теоретической концепции содержание образования находит свое конкретное выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Учебный план - это утвержденный Министерством образования документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, распределение их по годам обучения с указанием количества часов (уроков), отводимых на изучение каждого предмета в неделю.

В учебном плане установлено рациональное соотношение учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, определен единый для всех средних учебных заведений уровень общеобразовательной подготовки учащихся, представляющий собой инвариантную часть содержания образования. Включение того или иного учебного предмета в учебный план определяется его функциями в содержании образования и соответствием социальному заказу общества

В учебные планы средних специальных учебных заведений и СПТУ включены учебные предметы, обеспечивающие единый уровень общеобразовательной подготовки и составляющие инвариантную часть этих планов.

Учебные программы - это документы, в которых дается характеристика содержания изучаемого материала по каждому предмету, распределение его по годам обучения и разделам (темам).

Любая учебная программа начинается с пояснительной записки, которая содержит формулировку задач изучения предмета, краткую характеристику его структуры, методические рекомендации учителю по организации и проведению занятий с учащимися. Детальное знакомство с поясни- тельной запиской к учебной программе и четкое ее выполнение является обязательным для учителя.

Вторым обязательным разделом учебной программы является раздел, содержащий тематический расчет часов. В нем дается разбивка часов по разделам и темам учебного предмета. Отдельно указываются часы, в целом отпущенные на изучение раздела или темы, на теоретические занятия, на лабораторно - практические занятия. Часы, указанные в этом разделе используются при составлении календарно-тематических планов .

Следующий обязательный раздел - непосредственное содержание программного материала, расшифровка предыдущего раздела. Здесь в более или менее сжатой форме дается перечень учебного материала, который должен быть изучен. Этот раздел в принципе похож на предыдущий, имеет точно такую же последовательность, что и тематический расчет часов.

За ним следует раздел - необходимая литература, как основная, так и дополнительная. Здесь же приводится перечень необходимых наглядных пособий, дидактического материала.

Последний, необязательный, раздел посвящен курсовому проектированию. Необязательный в том смысле, что его наличие определяется наличием в учебном плане курсового проекта по данному учебному предмету. Здесь даются перечень примерных тем для курсового проектирования, содержание курсового проекта и требования, предъявляемые к его выполнению и оформлению.

Предметная система, которая распространена в нашей стране, наряду с положительными сторонами имеет и отрицательные. Одна из них, наиболее весомая, - в рамках одного учебного предмета факты, явления и процессы реальной действительности рассматриваются односторонне, под своим углом зрения. В результате затрудняется формирование мировоззрения, всесторонних понятий и представлений о природе, обществе и мышлении и их взаимосвязи.

Обеспечивают интеграцию знаний, синтетическое восприятие и осмысление объективного мира межпредметные связи.

Об их необходимости говорили такие прогрессивные педагоги прошлого, как Коменский, Ушинский, Песталоцци, Дистервег.

Межпредметные связи впервые были введены в учебные про граммы средней школы в 1981 году, однако из-за отсутствия четкой системы (односторонний характер, дробность по отдельным темам, случайный отбор) они не обеспечивали в должной степени интеграцию предметного обучения.

Начиная с 1985 года межпредметные связи указываются в обобщенном виде в конце содержания основных разделов (например, неорганической, органической и общей химии). Такое их расположение предоставляет учителю широкие возможности творческого подхода к тематическому и поурочному планированию и реализации меж предметных связей, устранять необоснованное дублирование учебного материла.

В современных программах применяется линейно - концентрический принцип построения. Он заключается в том, что все явления, факты, взаимосвязи даются в развитии - от простого к сложному (линейный принцип), но некоторые явления, факты, взаимосвязи могут рассматриваться не однократно, а несколько раз с более подробным, более глубоким рассмотрением одного и того же явления в зависимости от уровня подготовки учащихся (концентрический принцип).

В новых программах усилена практическая направленность учебных предметов на основе дидактического принципа связи обучения с жизнью.

Полезная информация:

Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников
Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики: Методика "Логические задачи" Мозговой штурм Методика разработана А.3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у с ...

Современное использование видеоматериалов на уроках
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладаю значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше ...

Нарушения фонетико-фонематического строя речи
Здоровый ребенок 3-4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую норму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений. В то же время у ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru