Учебные планы и программы, их назначение и содержание

Образование и воспитание » Основы организации дисциплины методики » Учебные планы и программы, их назначение и содержание

Сформированное на основе научно обоснованной теоретической концепции содержание образования находит свое конкретное выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Учебный план - это утвержденный Министерством образования документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, распределение их по годам обучения с указанием количества часов (уроков), отводимых на изучение каждого предмета в неделю.

В учебном плане установлено рациональное соотношение учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, определен единый для всех средних учебных заведений уровень общеобразовательной подготовки учащихся, представляющий собой инвариантную часть содержания образования. Включение того или иного учебного предмета в учебный план определяется его функциями в содержании образования и соответствием социальному заказу общества

В учебные планы средних специальных учебных заведений и СПТУ включены учебные предметы, обеспечивающие единый уровень общеобразовательной подготовки и составляющие инвариантную часть этих планов.

Учебные программы - это документы, в которых дается характеристика содержания изучаемого материала по каждому предмету, распределение его по годам обучения и разделам (темам).

Любая учебная программа начинается с пояснительной записки, которая содержит формулировку задач изучения предмета, краткую характеристику его структуры, методические рекомендации учителю по организации и проведению занятий с учащимися. Детальное знакомство с поясни- тельной запиской к учебной программе и четкое ее выполнение является обязательным для учителя.

Вторым обязательным разделом учебной программы является раздел, содержащий тематический расчет часов. В нем дается разбивка часов по разделам и темам учебного предмета. Отдельно указываются часы, в целом отпущенные на изучение раздела или темы, на теоретические занятия, на лабораторно - практические занятия. Часы, указанные в этом разделе используются при составлении календарно-тематических планов .

Следующий обязательный раздел - непосредственное содержание программного материала, расшифровка предыдущего раздела. Здесь в более или менее сжатой форме дается перечень учебного материала, который должен быть изучен. Этот раздел в принципе похож на предыдущий, имеет точно такую же последовательность, что и тематический расчет часов.

За ним следует раздел - необходимая литература, как основная, так и дополнительная. Здесь же приводится перечень необходимых наглядных пособий, дидактического материала.

Последний, необязательный, раздел посвящен курсовому проектированию. Необязательный в том смысле, что его наличие определяется наличием в учебном плане курсового проекта по данному учебному предмету. Здесь даются перечень примерных тем для курсового проектирования, содержание курсового проекта и требования, предъявляемые к его выполнению и оформлению.

Предметная система, которая распространена в нашей стране, наряду с положительными сторонами имеет и отрицательные. Одна из них, наиболее весомая, - в рамках одного учебного предмета факты, явления и процессы реальной действительности рассматриваются односторонне, под своим углом зрения. В результате затрудняется формирование мировоззрения, всесторонних понятий и представлений о природе, обществе и мышлении и их взаимосвязи.

Обеспечивают интеграцию знаний, синтетическое восприятие и осмысление объективного мира межпредметные связи.

Об их необходимости говорили такие прогрессивные педагоги прошлого, как Коменский, Ушинский, Песталоцци, Дистервег.

Межпредметные связи впервые были введены в учебные про граммы средней школы в 1981 году, однако из-за отсутствия четкой системы (односторонний характер, дробность по отдельным темам, случайный отбор) они не обеспечивали в должной степени интеграцию предметного обучения.

Начиная с 1985 года межпредметные связи указываются в обобщенном виде в конце содержания основных разделов (например, неорганической, органической и общей химии). Такое их расположение предоставляет учителю широкие возможности творческого подхода к тематическому и поурочному планированию и реализации меж предметных связей, устранять необоснованное дублирование учебного материла.

В современных программах применяется линейно - концентрический принцип построения. Он заключается в том, что все явления, факты, взаимосвязи даются в развитии - от простого к сложному (линейный принцип), но некоторые явления, факты, взаимосвязи могут рассматриваться не однократно, а несколько раз с более подробным, более глубоким рассмотрением одного и того же явления в зависимости от уровня подготовки учащихся (концентрический принцип).

В новых программах усилена практическая направленность учебных предметов на основе дидактического принципа связи обучения с жизнью.

Полезная информация:

Японское общество
Япония в настоящее время является не только одной из ведущих стран капиталистического мира по уровню промышленно-технического развития, но и страной с высоким уровнем общей грамотности, которая есть одно из важных, необходимых оснований развития современной культурной жизни. После реформ 1868 г. (& ...

Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнуто ...

Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии
Зна­че­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ре­ше­нии по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ных за­дач обу­че­ния ис­то­рии ши­ро­ко и раз­но­сто­рон­не. От­сю­да раз­но­об­раз­на и ме­то­ди­ка ее при­ме­не­ния. Бы­ва­ют уро­ки, ко­то­рые мож­но поч­ти це­ли­ком по­стро­ить на ма­те­риа­ле ху­до­же­ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru