Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Образование и воспитание » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металла » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 3

Операция клепки в условиях современного промышленного производства применяется редко. Несмотря на это, отказываться от клепки на уроках труда не следует, так как в условиях школьных мастерских она оказывается в ряде случаев наиболее доступной и приемлемой с точки зрения требований эстетики, предъявляемых к изделиям.

Учащихся следует познакомить с видами заклепочных соединений и возможными вариантами расположения заклепок.

Рубка является одной из наиболее сложных слесарных операций. Изучение рубки начинается с усвоения рабочей позы. Ученики по нескольку раз принимают правильную рабочую позу. Сначала они допускают некоторые типичные ошибки: становятся слишком близко или слишком далеко от тисков, принимают неправильную рабочую позу.

Усвоив положение корпуса при рубке, учащиеся переходят к упражнениям по выработке кистевого удара. Я требую, чтобы в процессе работы они смотрели не на головку, а на режущую кромку зубила. Такое требование объясняется тем, что после каждого удара зубило отскакивает и ему необходимо придавать правильное положение.

Учащимся приходится выполнять рубку в тисках и на плите. Первый прием является более легким, поэтому начинаем работу с него.

При выполнении рубки металлов особенное значение приобретают правила техники: рабочие места должны иметь заградительные решетки, применяется только исправный инструмент, последние удары наносятся слегка, чтобы левая рука не сорвалась после скалывания стружки и не ударилась о заготовку. Все это я подробно рассказываю учащимся до начала работы.

Резание металлов. Резание (кусачками, ножницами и ножовкой), опиливание, шабрение и притирка металлов составляют группу нажимных операций. Наиболее простой при обучении является операция резания кусачками и ножницами. Правой рукой выполняют при этом однообразные движения разведения и сведения половинок ножниц (кусачек), а левой поддерживают заготовку. Здесь имеет место координация движений обеих рук. При резании металла ножовкой материал сначала зажимают в тисках, затем руками удерживают инструмент и сообщают ему правильное положение в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Выполнить эту операцию сложнее, чем резание ножницами. Поэтому при работе много случаев поломки учащимися ножовочного полотна, особенно в начальном периоде обучения.

При опиливании металлов ограничений относительно расположения напильника в пространстве меньше, зато требования к точности перемещения инструмента в горизонтальной плоскости возрастают. Характеризуя операции шабрения и притирки, можно сказать примерно то же самое, что и при опиливании: движения здесь с точки зрения кинематики довольно простые, но они должны быть очень точными.

Резание металлов вручную в зависимости от профиля материала можно выполнять различными способами: кусачками, ножовкой, ножницами, рычажными ножницами.

Ознакомление учащихся с приемами работы кусачками не вызывает особых трудностей, если подобрать для резания достаточно мягкую сталь.

Изучая приемы резания металлов ножовкой, дети должны овладеть умениями и навыками по сборке и разборке слесарной ножовки, установке корпуса, хватке инструмента и выполнению им рабочих движений, разрезанию в тисках заготовок различного профиля, отрезанию заготовки с повернутым ножовочным полотном. Учащимся объясняю, что резание начинают с заднего ребра заготовки, а затем ножовку постепенно переводят в горизонтальное положение.

Я обращаю внимание детей на то, что, работая ножовкой, необходимо использовать полотно по всей длине. Тогда оно срабатывается равномерно и служит дольше.

Успешность выполнения работы в значительной степени зависит от того, насколько правильно учащийся держит ножовку. Показав им, как накладывать левую и правую руки на инструмент, целесообразно предложить им сделать это самостоятельно несколько раз. Необходимы кратковременные упражнения и в овладении рабочей позой.

Соединение деталей. Согласно программе учащиеся должны научиться соединять детали из листового материала простым швом и заклепками, а также соединять отрезки проволоки.

Соединение деталей простым швом дается учащимся обычно с большим трудом. Поэтому я провожу занятия в фронтальной форме, причем обучение соединению деталей простым швом делю на этапы: ребята получают инструктаж перед первым этапом работы, выполняют ее, затем – инструктаж перед вторым этапом и т.д. Всего получается восемь этапов:

1) разметка линии сгиба фальца на заготовке;

2) зажатие заготовки с помощью прямоугольной оправки в тисках так, чтобы риска, которая обозначает место сгиба фальца, была уровне вершины угла оправки;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Описание констатирующего этапа опытно-эспериментальной работы. Диагностика подростков
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе общеобразовательной школы № 49 г. Орска. На первом этапе исследования, подросткам 9 А класса была предложена анкета "Что вы знаете о здоровом образе жизни" (Приложение А), состоящая из 14 вопросов направленных на выявление ...

Концепция художественного образования Российской федерации
В России исторически сложилась система художественного образования. Она включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: ...

История развития графики
К основным характеристикам многообразия мира, в котором мы существуем, относятся форма и размер окружающих нас предметов. Попытки отобразить эти признаки предпринимались с незапамятных времен. Существует красивый поэтический миф о прекрасной коринфянке, очертившей на озаренной луною скале силуэт св ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru