Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 4

Во фразовой речи обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения (сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц).

У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер исчезают.

Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

Кроме того, Т.Б. Филичева выделила еще четвертый уровень общего недоразвития речи. У таких детей обнаруживаются нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается недостаточно четкая дифференциация звуков.

Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости вследствие трудности удержания в памяти грамматического образа слова: персеверации (бпибиблиогпекаръ - библиотекарь); перестановке звуков и слогов (потрной - портной); в сокращении согласных при стечении (качиха кет кань - ткачиха ткет ткань); в заменах слогов (кабукетка - табуретка); реже в опускании слогов (трехтажный - трехэтажный).

Лексико-грамматические формы языка сформированы неодинаково у всех детей с данным уровнем речевого развития. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер, возможность осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой — устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению (мальчик чистит метлой двор - мальчик подметает); в поточном употреблении и смешении признаков (высокий дом - большой, смелый мальчик — быстрый). Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением (румяный как яблоко трактуется - много съел яблок).

При наличии достаточного запаса слов, обозначающих профессии, возникают значительные трудности при назывании лиц мужского и женского рода (летчик вместо летчица); появляются собственные формы словообразования, не свойственные русскому языку (скрепучка - скрипачка).

Выраженные трудности появляются при образовании слов с помощью увеличительных суффиксов. Дети либо повторяют названное слово (большой дом - домище), либо называют произвольную его форму (домуща - домище). Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (гнездко - гнездышко); суффиксов единичности (чайка - чаинка).

В грамматическом оформлении речи часто отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (дети увидели медведев, воронов). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительным мужского и женского рода (я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой); единственного и множественного числа (я раскладываю книги на большом столах и маленьком стулах). Обнаруживаются нарушения в согласовании числительных с существительными (собачка увидела две кошки и побежала за двумями кошками).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Принципы управления движениями
В преподавании современного танца необходимо учитывать принципы управления движений, которые являются главной частью визуального восприятия манеры и стиля исполнения. Движение – перемещение тела или отдельных частей тела в пространстве – составная часть физических упражнений. Выполнение движений по ...

Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: - что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); - как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оцениван ...

Понятие деятельности
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы К ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru