Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации ограничено. Отсутствует понимание значений грамматических изменений слова (единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, мужского и женского рода прилагательного и т. д.). Отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (рамка - марка, деревья - деревня).

Фразовая речь почти полностью отсутствует, иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение (папа туту).

Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов (дверь – «теф, вефъ, веть»). Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции.

Характерна ограниченная способность воспроизводить слоговые элементы слова. В самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В отраженной речи сократщают повторяемое слово до одного-двух слогов (кубики – «ку»). Лишь у некоторых детей можно отметить появление единичных трех- и четырехсложных слов. Звуковой анализ слова детям недоступен.

На втором уровне речевого развития речевые возможности детей возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, лепетных слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств.

Активный словарь расширяется, появляются прилагательные и наречия, личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.

Пояснение слова иногда сопровождается жестом («чулок» — нога и жест надевания чулка). Нередко нужное слово заменяется названием другого сходного предмета с добавлением частицы не (помидор – «яблоко не»).

Наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не соотноситься с существительными ни в числе, ни в роде. Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер, фразы аграмматичны (играет с мячику).

Форма прошедшего времени глагола заменяется формой настоящего времени и наоборот (Витя елку иду), имеются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась уроки), смешение глаголов прошедшего времени в мужском и женском роде (мама купил). Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи не употребляется.

Прилагательные употребляются редко, не согласовываются в предложении с другими словами (вкусная грибы). Предлоги часто опускаются (собака живет на будке). Союзы и частицы употребляются редко.

Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но чаще неуспешно (на .на .стала лето . лета. лето). Способами словоизменения дети не пользуются. Дети начинают пользоваться фразой.

Улучшается понимание речи, расширяется пассивный словарь, появляется различение некоторых грамматических форм, но оно неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Формируется ориентация не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. Понимание форм числа и рода прилагательных отсутствует, значения предлогов различаются только в хорошо знакомых ситуациях.

Воспроизведение слоговой структуры оказывается более доступным. Дети могут правильно воспроизводить слова различной слоговой структуры, но звуковой состав этих слов является диффузным. Правильно передается звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак). Повторение двусложных слов, состоящих из прямых слогов, во многих случаях не удается (ваза – «вая»). Ярко выражены затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, имеющих в своем составе обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов часто воспроизводится неверно (окно – «кано»). При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом часто обнаруживается выпадение звуков (банка – «бака»). Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных. Часто наблюдается пропуск нескольких звуков (звезда – «вида»). В трехсложных словах, наряду с искажением и пропуском звуков, встречаются перестановки и опускание слогов (голова – «ава», «коволя»). В трехсложных словах искажения звуков более выражены, чем в двусложных. Четырех-, пятисложные слова произносятся искаженно, происходит упрощение многосложной структуры (велосипед – «сипед», «тапитет»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания ...

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единства образовательного пространства Российской Федерации; 3) основы для объективной оценки д ...

Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» . Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказыв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru