Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 6

Исследование мнестической функции у детей с общим недоразвитием речи обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Но при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследования В.П. Глухова позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с общим недоразвитием речи. По уровню продуктивной деятельности воображения они отстают от нормально развивающихся сверстников. Для них характерны использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе которой отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности. В целом для детей с общим недоразвитием речи характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

«Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной отмечается, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы, что связано с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме».

Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной, скорость и четкость их выполнения снижены, наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, а также недостаточная двигательная память. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Р. Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи, а в работах Т. Б. Филичевой представлен четвертый уровень.

причинами общего недоразвития речи являются следующие:

органическое поражение ЦНС, нарушение фонематического восприятия, социальные причины, а также физическая ослабленность ребенка частыми заболеваниями, недоношенностью.

нарушение речи приводит к возникновению недостатков в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также в эмоционально-волевой и личностной сфере.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Полезная информация:

Эволюция детского призрения на Беларуси
История создания на Беларуси благотворительных заведений для детей-сирот и подкидышей уходит своими корнями в глубокую древность. По свидетельству западных путешественников, побывавших среди восточно-славянских племен, кривичи и родимичи с особой заботой относились к детям-сиротам, оказывали им вся ...

Предпрофильная подготовка учащихся основной школы
Переход на профильное обучение в старшей школе является институциональной трансформацией для системы общего образования в целом, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности ...

Понятийный аппарат информационных технологий обучения
Совершенствование технологий обучение занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы. Анализ работ ведущих специалистов в области дидактики показывает, что тех ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru