Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Страница 2

Но речь не является простым довеском к детским обобщениям. Слово - частица общественного опыта. Оно определенным образом направляет мыслительную деятельность ребенка, и формирует его обобщения, постепенно приводя к усвоению высших, собственно понятийных форм.

Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности. Особое значение имеет игра. Как было показано, именно в игре впервые возникает символика, замещение одних предметов другими. Игровые замещения - исходный пункт для овладения другими формами замещения (замещения реальных предметов их материальными или представляемыми изображениями, моделями и в конечном итоге - знаками).

В продуктивных видах деятельности возникает речевое планирование действий, закладываются основы целенаправленных рассуждений.

Решающая роль в становлении мышления принадлежит обучению. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что многие особенности мышления детей-дошкольников, которые считались раньше неотъемлемыми приметами возраста, на самом деле объясняются особыми условиями жизни и деятельности детей и могут быть изменены при изменении содержания и методов дошкольного обучения. Так, конкретность детского мышления, его прикованность к данному частному случаю исчезает, уступая место обобщенным формам рассуждения, когда ребенка знакомят не с отдельными вещами и их свойствами, а с общими связями и закономерностями явлений действительности. Дети пяти-шести лет легко усваивают знания о некоторых общих физических свойствах и состояниях тел, о зависимости строения тела животных от условий их существования, о соотношении целого и частей, о единице и множестве и т.п. и приумножают знания в своей мыслительной деятельности. При этом в существующих формах обучения (поэтапном формировании мыслительных действий) дошкольники овладевают полноценными ми и способами логического мышления.

Способность сформировать в дошкольном возрасте понятия и мыслительные операции не означает, однако, что такое формирование должно быть основной задачей умственного воспитания.

Основная задача такого воспитания - всемерное развитие наглядно-образных форм мышления, к которым дошкольный возраст наиболее сензитивен и которые имеют огромное значение для всей будущей жизни, так как являются неотъемлемой составной частью любой творческой деятельности.

Развитие мышления у дошкольников не исчерпывается совершенствованием способов мышления, приобретением новых умственных действий. Не меньшее значение имеет изменение и расширение круга мыслительных задач, решаемых детьми, обогащение содержания мышления. В дошкольном возрасте впервые перед ребенком начинают возникать не только практические, но и особые познавательные задачи, направленные на получение знаний. Удельный вес таких задач постепенно возрастает. Именно в рамках познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников
Термин "полевая" экология не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосред ...

Должностные обязанности и квалификационная характеристика руководителя строительной организации
Должностные обязанности. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью. Обеспечивает выполнение плановых заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных фондов, соблюдение правильного соотношения между темпами роста произв ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru