Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Страница 2

Но речь не является простым довеском к детским обобщениям. Слово - частица общественного опыта. Оно определенным образом направляет мыслительную деятельность ребенка, и формирует его обобщения, постепенно приводя к усвоению высших, собственно понятийных форм.

Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности. Особое значение имеет игра. Как было показано, именно в игре впервые возникает символика, замещение одних предметов другими. Игровые замещения - исходный пункт для овладения другими формами замещения (замещения реальных предметов их материальными или представляемыми изображениями, моделями и в конечном итоге - знаками).

В продуктивных видах деятельности возникает речевое планирование действий, закладываются основы целенаправленных рассуждений.

Решающая роль в становлении мышления принадлежит обучению. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что многие особенности мышления детей-дошкольников, которые считались раньше неотъемлемыми приметами возраста, на самом деле объясняются особыми условиями жизни и деятельности детей и могут быть изменены при изменении содержания и методов дошкольного обучения. Так, конкретность детского мышления, его прикованность к данному частному случаю исчезает, уступая место обобщенным формам рассуждения, когда ребенка знакомят не с отдельными вещами и их свойствами, а с общими связями и закономерностями явлений действительности. Дети пяти-шести лет легко усваивают знания о некоторых общих физических свойствах и состояниях тел, о зависимости строения тела животных от условий их существования, о соотношении целого и частей, о единице и множестве и т.п. и приумножают знания в своей мыслительной деятельности. При этом в существующих формах обучения (поэтапном формировании мыслительных действий) дошкольники овладевают полноценными ми и способами логического мышления.

Способность сформировать в дошкольном возрасте понятия и мыслительные операции не означает, однако, что такое формирование должно быть основной задачей умственного воспитания.

Основная задача такого воспитания - всемерное развитие наглядно-образных форм мышления, к которым дошкольный возраст наиболее сензитивен и которые имеют огромное значение для всей будущей жизни, так как являются неотъемлемой составной частью любой творческой деятельности.

Развитие мышления у дошкольников не исчерпывается совершенствованием способов мышления, приобретением новых умственных действий. Не меньшее значение имеет изменение и расширение круга мыслительных задач, решаемых детьми, обогащение содержания мышления. В дошкольном возрасте впервые перед ребенком начинают возникать не только практические, но и особые познавательные задачи, направленные на получение знаний. Удельный вес таких задач постепенно возрастает. Именно в рамках познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Программа кружка «резьба по дереву»
Первый год занятий (контурная и трехгранновыемчатая виды резьбы) Эти виды резьбы наиболее доступны в общеобразовательных школах. Они не требуют сложных инструментов ( достаточно иметь нож-косячок).Для этих видов резьбы может быть использована практически любая древесная порода, причем композиционны ...

Проблема красных чернил
Психологическое воздействие красных чернил на детей, особенно раннего возраста, враждебное. Лучше вообще ими не пользоваться, особенно в младших классах. Заменить на зеленые или вообще не использовать никаких. Проблема воспитания мысли. Логическое мышление - мощное оружие. И поэтому важно, в каких ...

Понятие, сущность и цели ОДИ
Обращаясь к рассмотрению ОДИ как пространству развития рефлексии необходимо определить понятие, цели и типологию ОДИ. ОДИ как средство и метод решения междисциплинарных и межпрофессиональных проблем была впервые подготовлена и проведена в 1979 году под руководством Г.П. Щедровицкого, который являет ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru