Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Страница 2

Но речь не является простым довеском к детским обобщениям. Слово - частица общественного опыта. Оно определенным образом направляет мыслительную деятельность ребенка, и формирует его обобщения, постепенно приводя к усвоению высших, собственно понятийных форм.

Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности. Особое значение имеет игра. Как было показано, именно в игре впервые возникает символика, замещение одних предметов другими. Игровые замещения - исходный пункт для овладения другими формами замещения (замещения реальных предметов их материальными или представляемыми изображениями, моделями и в конечном итоге - знаками).

В продуктивных видах деятельности возникает речевое планирование действий, закладываются основы целенаправленных рассуждений.

Решающая роль в становлении мышления принадлежит обучению. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что многие особенности мышления детей-дошкольников, которые считались раньше неотъемлемыми приметами возраста, на самом деле объясняются особыми условиями жизни и деятельности детей и могут быть изменены при изменении содержания и методов дошкольного обучения. Так, конкретность детского мышления, его прикованность к данному частному случаю исчезает, уступая место обобщенным формам рассуждения, когда ребенка знакомят не с отдельными вещами и их свойствами, а с общими связями и закономерностями явлений действительности. Дети пяти-шести лет легко усваивают знания о некоторых общих физических свойствах и состояниях тел, о зависимости строения тела животных от условий их существования, о соотношении целого и частей, о единице и множестве и т.п. и приумножают знания в своей мыслительной деятельности. При этом в существующих формах обучения (поэтапном формировании мыслительных действий) дошкольники овладевают полноценными ми и способами логического мышления.

Способность сформировать в дошкольном возрасте понятия и мыслительные операции не означает, однако, что такое формирование должно быть основной задачей умственного воспитания.

Основная задача такого воспитания - всемерное развитие наглядно-образных форм мышления, к которым дошкольный возраст наиболее сензитивен и которые имеют огромное значение для всей будущей жизни, так как являются неотъемлемой составной частью любой творческой деятельности.

Развитие мышления у дошкольников не исчерпывается совершенствованием способов мышления, приобретением новых умственных действий. Не меньшее значение имеет изменение и расширение круга мыслительных задач, решаемых детьми, обогащение содержания мышления. В дошкольном возрасте впервые перед ребенком начинают возникать не только практические, но и особые познавательные задачи, направленные на получение знаний. Удельный вес таких задач постепенно возрастает. Именно в рамках познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, опыта преподавания стереометрии в школе нами разработана модель обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе. Модель решает следующие задачи: 1. Усиление практической ориентации и прикладной направленности процесса о ...

Группа преобразований множества. Подгруппа группы преобразований
В геометрии приходится производить не одно, а несколько преобразований, следующих друг за другом. Случай, когда рассматривается совокупность преобразований, обладающая тем свойством, что каждую конечную последовательность преобразований этой совокупности можно заменить одним преобразованием той же ...

Воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупностью организаций, возникших и созданных для тех же целей. В зависи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru