Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Страница 1

Как мы уже указывали, в дошкольном возрасте ребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логического рассуждения, опирающегося на понятия. Чем младше ребенок, тем чаще он пользуется практическими пробами, чем он старше, тем больше прибегает к наглядно-образным и затем логическим способам.

В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Исходный пункт этого формирования - реальное действие с материальными предметами. От такого действия ребенок переходит к внутренним свернутым действиям с реально представленными материальными предметами и, наконец, к действиям, осуществляемым целиком во внутреннем плане, где реальные предметы замещены представлениями понятиями. Так путем интериоризации внешних действий формируется наглядно-образные и логически-понятийные формы мышления.

На высших этапах развития мышления - в его логических размышлениях, умственные действия осуществляются в плане внутренней речи, используются различные знаковые системы. Но мышление дошкольника оперирует не столько знаками, сколько образами, которые отображают в одних случаях конкретные предметы, в других являются более или менее обобщенными и нафантазированными. При этом ребенок представляет себе решение задачи в виде ряда развернутых действий с предметами и их заместителями.

В опытах Ж. Пиаже было показано, что в возрасте от двух лет до семи лет решение задачи в умственном плане может протекать как конкретный умственный эксперимент. Им были обнажены такие особенности детского мышления, как отсутствие обратимости (т.е. возможности, проследив какое-либо преобразование, проделывать его в уме "в обратную сторону", восстановив исходное положение) и влияние наглядной ситуации на ход решения задачи. Образ восприятия оказывается сильнее слабого, неустойчивого (хотя и верного в принципе) представления.

Однако, несмотря на то, что в определенных случаях образное мышление ребенка оказывается несостоятельным и приводит к ошибкам, оно является мощным инструментом познания окружающего мира, обеспечивает ребенку возможность создавать обобщенные представления о вещах и явлениях. Это в полной мере обнаруживается в процессе дошкольного обучения.

Развитие словесных форм мышления в дошкольном детстве связано с изменением взаимоотношений речи и практического действия. У младших дошкольников высказывания в процессе решения практической задачи следуют за соответствующими действиями, как бы подводя им итог. На следующем этапе речь начинает предвосхищать действие, выполнять планирующую функцию. Это позволяет ребенку улавливать и применять при решении задачи смысловые связи, которые выходят за пределы зрительного поля. Постепенно, по мере накопления практического опыта, ребенок переходит от словесного планирования к решению конкретных задач целиком в плане словесного рассуждения. Когда ребенок понимает задачу, когда он может опереться на наблюдение доступных ему фактов, его рассуждения могут быть вполне последовательны и логически правильны. Так, например, наблюдая, как "ведут себя" разные предметы, когда их опускают в таз с водой, дошкольники приходят к совершенно верному выводу, что деревянные предметы плавают, а металлические ("железные") тонут.

Употребление дошкольниками словесных рассуждений вовсе не означает, что дети мыслят при помощи абстрактных понятий.

Л.С. Выготский показал, что значения слов у ребенка могут существенно отличаться от значений, которые те же слова имеют у взрослого человека. Это отличие касается как формы, так и содержания стоящих за словом обобщений. С точки зрения форм эти обобщения носят преимущественно образный характер, а их содержание лишь постепенно приближается к "взрослым" понятиям, представляющим собой мысль об общих и существенных признаках предмета. Для дошкольника характерно мышление комплексами и "предпонятиями", в которых объекты объединены между собой далеко не всегда существенными и даже далеко не всегда общими для них особенностями.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и ...

Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению
Прежде чем приступать к серии занятий, посвященных изучению древней Москвы по картинам А.Васнецова, и формированию на данных занятиях исследовательских умений у учеников 3 класса мы предложили детям заполнить опросники. На данном этапе осуществлялась оценка имеющегося уровня знаний об истории Москв ...

Краткая история художественной обработки древесины
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru