Содержание и задачи словарной работы в начальных классах

Образование и воспитание » Методика словарной работы на занятиях чтения в начальной школе » Содержание и задачи словарной работы в начальных классах

Страница 2

Разумеется, наравне с учебником педагог должен иметь в виду и другие источники обогащения детского словаря. Так, скажем, для лексической подготовки к творческим работам (изложениям и сочинениям) часто применяются непосредственные слежения детей над окружающей природой и трудовой деятельностью людей; нужный словарный материал для творческой работы учащимся могут дать также экскурсии, предметные уроки, картины, радиопередачи, телевидение.

Как было подмечено выше, стержневой задачей словарной работы в исходных классах является обогащение энергичного словаря детей. А потому что энергичный словарь учащихся "обогащают только такие виды работ, которые полагают выяснение семантики, лексического значения слова", то, видимо, педагог и должен, опираясь на лексику учебной книги по русскому языку, отобрать для лексических упражнений с детьми круг подобных слов, которые нуждаются в разъяснении или уточнении их значения. Встречая сходственные слова в книге для чтения или в текстах упражнений учебника по русскому языку, учащиеся не соотносят их с теми предметами, явлениями, качествами, действиями, названиями которых эти слова являются, а следственно, не соотносят их и с теми представлениями, которые такие слова выражают. Недопонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым негативным образом сказывается на триумфах познавательной деятельности детей и на их речевом становлении. «Дитя, которое не привыкло вникать в толк слова, - писал К.Д. Ушинский, - темно понимает или совсем не понимает его подлинного значения и не получило навыка распоряжаться им вольно в изустной и письменной речи, неизменно будет страдать от данного коренного недостатка при постижении любого иного предмета».

Необходимо сказать, что обзор лексики учебников и учебного пособия по русскому языку для исходных классов, составленных в соответствии с требованием новой, нынче утвержденной программы, показывает, что словарный состав текстов, имеющихся в учебных книгах, внятен и абсолютно доступен для учащихся младшего возраста. Подавляющее множество слов, включенных в тексты упражнений, являются словами общеупотребительными, дети их не только отменно понимают, но и вольно пользуются ими в своей речи, употребляя их положительно и в точном значении. Сходственные слова, являясь полновесными в словарном резерве детей, совсем не требуют особой работы над их семантикой.

Впрочем наравне со словами, детям отменно знакомыми, в текстах многих упражнении встречаются и такие слова, которые детям незнакомы или малознакомы и потому нуждаются в разъяснении или уточнении их лексического значения. К таким словам относятся различные группы слов. Так, скажем, дети не понимают значения слов устаревших, вышедших из употребления или же малоупотребительных.

Отбирая из текстов упражнений неизвестные или малознакомые слова для разъяснения их лексического значения, учителю следует принимать во внимание, насколько нужно для речевой практики учащийсяа то или другое неизвестное слово и следует ли его им данном году обучения включать в энергичный словарь детей.

Среди непонятных или малопонятных детям слов в текстах упражнений учебных книг по русскому языку, по которым учатся дети, почаще каждого встречаются слова, употребленные в переносном значении. Одни из них получили широкое распространение в языке, вошли в всеобщее употребление, стали привычными и перестали пониматься как образные, переносные значения слов, скажем: ножка стола, горлышко бутылки, часы идут и многие другие. Это метафоры языка. Их переносное смысл легко понимается непринужденно, без каждого сравнения с прямым смыслм данного слова. Толк сходственных метафор традиционно легко воспринимается и детьми. Следственно такие метафоры, как светило встает, снег идет, город растет, не нуждаются в объяснении их значения.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Содержание разделов дисциплины «Биофизика»
Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий № Раздел дисциплины Лекции Лабораторные занятия Самостоятельная работа студента Раздел 1 Основы общей биофизики 2 4 6 Раздел 2 Молекулярная биофизика. 4 6 10 Раздел 3 Биофизика клетки 10 14 22 Раздел 4 Биофизика сложных систем организма 10 14 22 Раздел ...

Из истории развития гигиены как науки
Гигиена - сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую старину. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных болезней и т. д. Наиболь ...

Понятие коммуникативной компетенции
В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью. Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания. Русский язык является государств ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru