Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

Страница 1

В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и анто­нимов» М.Р. Львов отметил: «Если учи­тель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие сло­вари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние 3-4 десятиле­тия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику».

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со сло­варями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными ти­пами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция опре­делена «Требованиями к уровню под­готовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной про­граммы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также поль­зоваться ими. С учетом этой задачи все авторские программы в чис­ле обязательных умений и навыков по русскому языку указывают работу со словарями, а в справочные аппараты учебников включают самые разные типы вспомогательных словариков. В большинстве учебников предлагают­ся упражнения, в которых есть зада­ния для работы со словарями.

Учебники по русскому языку Обра­зовательной системы «Школа 2100» впервые в практике начальной школы использовали принцип градуальности:

в учебнике для 3-го класса весь слов­ник толкового словарика 1-й части по­вторялся наряду с новым во 2-й части. Широкие возможности для сравнения различных словарей, справочников предоставляет учебник «Школы 2100» по русскому языку для 4-го класса. Среди текстов упражне­ний в этом учебнике шесть являются выдержками из статей «Лингвистиче­ского словаря», семь - из «Энциклопе­дического словаря юного филолога». В упр. 113 и 115 предлагаются задания на сравнение словарных статей слова­рей синонимов, антонимов и толковых, приводятся образцы словарей назван­ных типов.

Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у млад­ших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы не­обходимо определить перечень уме­ний, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоука­зателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со слова­рями чтение-просмотр и чтение-поиск.

II. Умения более сложного характе­ра, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Использовать при работе со сло­варями разные виды избирательного чтения.

2. Знать структурные элементы сло­варя.

3. Знать различные типы словарей.

4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.

5. Пользоваться планами обобщен­ного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними го­товить рассказ о словаре.

6. Овладеть умением работать с ор­фографическим словарем при органи­зации самоконтроля и взаимопровер­ки творческой работы по развитию ре­чи (изложения, сочинения).

7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).

III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого пере­носа:

1. Самостоятельно составить пред­ставление о структуре словаря.

2. Самостоятельно составить пред­ставление о каждом структурном эле­менте словаря.

3. Самостоятельно составить пред­ставление о структуре словарной статьи.

4. Самостоятельно составить пред­ставление об особенностях нового словаря.

5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмиче­ское предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей.

6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самосто­ятельную работу с энциклопедически­ми словарями по другим предметам.

7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразо­ванию.

Над первыми двумя группами уме­ний работаем в начальной школе, а третья группа — перспективная, этими умениями должен владеть учитель на­чальных классов, дети овладеют ими в средней школе.

Эффективным средством в органи­зации работы по развитию обобщен­ных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как под­тверждают исследования, позво­ляют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учеб­ного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усво­ением знаний учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия. Согласно определению, данному в “Психологическом словаре”- эмоции - это особый класс психических процесс ...

Условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников являются физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Эта форма работы являе ...

Система воспитания подрастающего поколения
Говоря о системе воспитания детей и подростков Пермской области можно выделить те же проблемы и тенденции, что характерны для страны в целом. Это и недостаточное финансирование, и проблема "город-деревня", и неполная занятость ребенка в свободное время, а главное во многом неустойчивость ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru