Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

Страница 2

Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями явля­ются следующие:

Что надо знать о словаре

1. Название словаря.

2. Автор, редактор словаря.

3. Издательство и год издания.

4. К какому типу относится словарь.

5. Каково назначение словаря (еди­ница описания).

6. Расположение слов в словаре: ал­фавитное, гнездовое или тематическое.

7.Структура словаря:

а) особенности вступительной статьи;

б) приложения;

в) особенности справочного аппарата.

8. Объем словника.

9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).

Что надо знать о словарях для начальной школы

1. Типы словарей.

2. Словари объяснительные (пояс­нительные) или словари-репертуары (словари-указатели).

3. Назначение и особенности уни­версальных словарей.

4. Назначение и особенности вспо­могательных словарей.

5. Назначение и особенности лекси­кографических пособий для началь­ной школы.

Что надо знать о словоуказателе словаря

I. Назначение указателя.

II. Устройство указателя.

1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 2. Представление слов, вошедших в словарные статьи:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов.

III. Словоуказатель перед разделом.

IV. Словоуказатель на развороте страниц.

Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)

1. Заголовок словарной статьи:

а) слово или его часть;

б) цепочки слов;

в) фразарий.

2. Главная часть словарной статьи.

3. Дополнительные сведения сло­варной статьи:

а) грамматическая характеристика;

б) грамматические формы;

в) произносительная норма;

г) этимология.

4. Иллюстрации употребления в ре­чи заголовочной единицы (единицы описания):

а) цитаты из литературных источ­ников;

б) авторские речения.

5. Структура словарной статьи.

6. Особенности словарной статьи.

Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия)

1. Какие способы толкования (объ­яснения) приняты в словаре (лексико­графическом пособии).

2. Грамматические и стилистиче­ские пометы.

3. Условные обозначения и сокра­щения.

4. Знаки и символы.

5. Способы обозначения многознач­ных слов.

6. Способы обозначения омонимов.

7. Способы обозначения фразеоло­гизмов.

8. Преемственность и перспектив­ность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) опре­деленных типов.

По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать с "Орфографи­ческим словариком"» и «Как работать со "Словариком синонимов"». Это по­могает в организации работы по ре­дактированию и самопроверке сочине­ний и изложений.

Памятки составляются на основе работы со следующими текстами.

«Орфографический словарик» и работа с ним»

Чтобы выяснить, какие слова и орфо­граммы поможет проверить и правиль­но записать ваш «Орфографический словарик»,обратитесь к введению. Оно называется «Как пользоваться орфо­графическим словариком» или начина­ется обращением «Дорогой друг!».

Основной текст «Орфографического словарика» - это слова от «А» до «Я».

Как правило, в орфографических словариках имеются приложения:

списки мужских и женских имен, на­звания месяцев, дней недели, городов, имена числительные; важнейшие пра­вила правописания корней, приставок, окончаний основных частей речи.

Орфографический словарик преду­предит от ошибочного написания и про­изношения многих иноязычных слов.

Слова в орфографическом словари­ке, как и в толковом, даны в фор­ме и расположены по .алфавиту. Нельзя сра­зу сказать, где искать слово. В «ошибкоопасном месте» чаще всего две или три буквы «спорят» за право писаться в слове, например: в(а,/о)рона, б(а/о)рдюр. Это потому, что в русском языке в ударном слоге может появ­ляться любой звук, а в безударных звукам [о] и [э] появляться запре­щено. Нельзя писать на слух и удар­ные гласные звуки после, соглас­ных звуков, например: щёлочь и тру­щоба, шёлк и шок произносятся оди­наково, а пишутся с разными буквами.

Итак, при работе с «Орфографиче­ским словариком» действуют следу­ющим образом:

1. Сначала определяют, какие буквы .пишутся.

2. Смотрят, какая из этих букв в ал­фавите стоит первой, а какая - второй.

3. Ведут поиск слова сначала с пер­вой буквой, а затем со второй (если с первой буквой слова нет).

4. Узнают, какая буква «победила» в споре за право писаться в слове.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела
При установлении различий между объектами учащиеся, пишет исследователь Т.В. Башаева, с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразные суждения, чем при определении их сходства. Снижение возможности обобщения – эт ...

Различные подходы к определению понятия "билингвизм"
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...

Базовые, профильные предметы и элективные курсы
Согласно "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", построенной с опорой на отечественные теоретические разработки в области дифференциации обучения (см. п. 1.1. настоящей диссертации) и зарубежный опыт профилизации общего образования (см. п. 1.3.), структура ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru