Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности экологического образования младших школьников посредством использования игр

Образование и воспитание » Игра как средство повышения экологического образования младших школьников » Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности экологического образования младших школьников посредством использования игр

Страница 4

В учебном процессе на начальном этапе обучения игра занимает значительное место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой деятельности в учебную.

Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику урока, делают его более разнообразным и результативным. Анализ экспериментальных материалов показал, что игра активизирует деятельность учащихся, способствует развитию его личностных качеств.

После проведения исследовательской работы, основанной на разработанных методиках, была проведена диагностика учащихся класса, которая показала нам неплохие результаты нашей работы.

Исходя из этого, в нашей исследовательской работе экспериментальным путем было доказано, что игровая деятельность повышает эффективность экологического образования, поставленная нами цель была достигнута.

Трудно себе представить человека, у которого нет воспоминаний о детстве. Детство у людей связано с разными играми и игрушками. Игра и игрушки сопровождают человека в течение всей жизни. Ребенок не для того играет, чтобы подготовиться к жизни, но он, играя, готовится к ней, он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. «Игра – практика развития», - писал С.Л. Рубинштейн. Игровая деятельность направлена на освоение детьми предметного мира, на формирование представления детей о живой и неживой природе, на привитие размышления, анализа, нахождение предметов или животных по признакам. Игры развивают у детей системное мышление, творческое воображение.

После изучения и анализа проведенной нами работы можно сделать вывод: - в играх дети осваивают конкретные представления о природе, накапливают эмоционально – положительный опыт отношения к живым существам;

- в играх представления детей о животных и растениях уточняются и обогащаются, становятся более дифференцированным, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе;

- в игре ребенок накапливает гуманный опыт сочувствия, содействия, помощи живому;

- дети научились системно мыслить, стараются делать сравнительный, обобщающий и взаимно - связывающий анализ объектов и явлений природы;

- эти игры, мероприятия воспитывают ребенка ценить и понимать красоту природы, бережно относиться к природе, оказывать посильную помощь;

- проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценивать их состояния с позиций хорошо – плохо.

Игра в союзе с душой – это живое слово и живое действие. Игра в союзе с любознательностью – это школа живого знания. Игра в союзе с действием – это школа свободного и ответственного действия, школа поступка. Всякий народ и всякое государство стремится подготовить себе последователей, которые могли бы продолжить дела, начатые их отцами. Фундамент открытой морали – творческая личность, ее цель – человечность, её содержание – любовь к ближнему, её свойство – дух новаторства. Познавательные игры стимулируют получение и самоконтроль экологических знаний. Подвижные игры закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой.

Комплексные экологические игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт и непосредственное общение с природой. Все эти игры создают психологическую основу для экологического мировоззрения личности. Веселье, радость и масса получаемого удовольствия сопровождают такие экологические игры.

Исследование проблемы использования игр на уроках природоведения показало, что игры можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении. В истории становления и развития начального естественнонаучного образования проблема занимательности обучения прошла своеобразную эволюцию от введения в учебники ярких картинок, живых интересных описаний объектов природы до разработки и включения в учебный процесс целого комплекса занимательных материалов, в том числе и игр.

К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности ребенка, способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода ребенка от игры к учебной деятельности.

Однако в практике обучения природоведению нет системы применения игр. Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на уроках.

К настоящему времени не решен вопрос статуса игры: идет спор - относить ли ее к формам или методам обучения. Мы определили для себя и придерживаемся мнения, что игра - это форма организации учебной деятельности учащихся, в которой источником знаний может быть слово (словесные методы), наглядность (наглядные методы), практические действия, преимущественно моделирование жизненных ситуаций (практические методы).

Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания природоведения. Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности младшего школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Виды и формы дизартрии
Бульбарная дизартрия Чем ближе очаговое поражение располагается к стволу мозга, тем вялый паралич становится более распространенным, а дизартрия – менее избирательной. В случае поражения самого вещества продолговатого мозга развиваются наиболее тяжелые формы бульбарной дизартрии с невнятной, " ...

Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ...

Методики диагностики агрессивного поведения младших школьников
Проективная методика «Несуществующее животное» Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru