Понятие одаренности

Страница 1

Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности или знаний. Способности могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, образное мышление, абстрактно-логическое мышление и т.д.) или частный (математические, литературные, шахматные, кулинарные, техническое мышление и др.). Общие способности лежат в основе частных.

Одаренные дети отличаются неравномерностью своего развития. В частности, у них „недетское” мировоззрение. Ценностные ориентации и т.п. Их интересы, взгляды, а также проблемы, которые их волнуют, являются нетипичными для их сверстников. Вместе с тем, в других сферах жизни (например, в быту) они на оборот, психологически младше своего возраста. В целом многие из них из них характеризуются пониженной адаптивностью, недостаточной социализацией, повышенной сенситивностью, своеобразной „Я” - концепцией. Следовательно, такие дети требу ют особого внимания и помощи психологов, специализирующихся на проблеме одаренности.

Каждый одаренный ребенок в значительной мере уникален. Тот комплекс качеств и способностей, которыми каждый из них обладает, является своеобразным и неповторимым. Каждый одаренный принципиально отличается не только от окружающих, но и от иных одаренных. Такой ребенок - единичное явление, и его непохожесть на других нуждается в положительном принятии окружающих, а также в наставнике, который сопровождал бы ребенка в его личностном, интеллектуальном, моральном, социальном, личностном развитии.

Одаренность является сложным, разносторонним и динамичным явлением. Следовательно, методы выявления одаренности должны быть разнообразными, гибкими, основываться на специфичности содержания качеств и признаков, степени их выраженности, включать в себя различные критерии оценки одаренности.

Методы диагностики, выявления одаренных должны быть адекватны этой категории детей, чувствительны к наличию у них одаренности. Современные психодиагностические методы в своей массе не отвечают этим требованиям. Различными исследователями выявлены причины этого:

с одаренностью связаны процессы, мало изученные современной психологией: непроизвольный самоконтроль, интуиция, специфические состояния сознания и т.п.;

тесты достижений ориентируются на результат в то время как сами одаренные ориентируются на процесс (а также средства, условия) деятельности, что обусловлено их особой мотивацией;

большинство традиционных психодиагностических методик в своим содержании задают ограниченные рамки условий или возможных вариантов реакций (ответов, решений) испытуемого, тога как готличительной особенностью одаренности есть способность к внеситуативному поведению и инициативность (которое имеет внутреннее происхождение и не сводится к реакциям на внешние стимулы);

нормирование психодиагностических тестов как правило проведено на выборках из „обычных, нормальных” и рассчитаны на применение среди широких категорий испытуемых;

подавляющее большинство психодиагностических средств могут выявить лишь отдельные признаки одаренности, вместе с тем одаренность в полной мере может проявиться лишь в деятельности.

В силу того, что основное содержание одаренности составляют способности, психологические критерии и методы выявления одаренных детей имеют большое значение. Однако комплексный поход к проблеме одаренности предполагает обязательное использование также педагогических критериев и методов, а также анализ результатов деятельности в течение некоторого периода времени. Тем самым система работы по выявлению одаренности у школьников может включать компоненты (направления):

психодиагностические методы, чувствительные к одаренности (и отвечающие теоретической модели одаренности);

экспертные оценки педагогов наличия и степени способностей;

изучение продуктов определенной деятельности (после включения их в такую деятельность, например, научно-исследовательскую);

экспертные оценки специалистов проявления детьми своих способностей в данных сферах;

лонгэтюдные исследования проявления и динамики одаренности.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Опыт использования различных форм организации двигательной активности в режиме дня ребенка
В постоянной работе используются различные формы организации двигательной активности. Во время проведения присутствуют: воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры. Все формы подбираются с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физ ...

Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для изготовления модели шатла в школьных мастерских
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...

Третий год жизни. Характеристика возраста
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка с взрослым остается прежней - ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. Поэтому диагностическая ситуация, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru