Сущность модульного обучения

Страница 1

Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Прежде чем дать определение модульной технологии рассмотрим, что вообще понимается под педагогической технологией. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Но в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Г.К.Селевко приводит несколько определений педагогической технологии.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

А вот какое определение педагогической технологии дает Д.Г. Левитес в. Педагогическая технология:

рациональная организация деятельности и ее оснастка;

последовательность операций, позволяющая получить результат с наименьшими затратами;

педагогическая категория, которая позволяет вести обсуждение педагогических проблем на методологическом уровне;

внедрение в педагогику системного способа мышления, который позволяет сделать учебный процесс полностью управляемым;

упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Перейдем к рассмотрению модульной технологии.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Оно базируется на деятельностном подходе к обучению. Только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. При этом учитель должен организовать не эпизодические действия, а систему. Разрабатывая задания для учащихся, учитель должен ориентировать их на цель, организовать действия по ее мотивации, включить в задания самоконтроль и самооценку – все это обеспечит организацию учения как самоуправляемой деятельности.

Оно опирается на теорию развивающего обучения, основы которой заложены Л.С. Выгодским. Именно он выявил две зоны развития: ближайшего и актуального. Если ученик выполняет задание с дозированной помощью других, то он находится в зоне своего ближайшего развития. Под дозированной помощью имеется в виду подбадривание ученика, напоминание, помощь в начале выполнения задания и т. д. В результате то, что сегодня он делает с помощью других, завтра он сможет сделать сам. Тогда же цикл ближайшего развития завершается, и ученик переходит в зону актуального развития.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Закономерности и принципы процесса воспитания
Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества. В последнее время появились современные воспитательны ...

Основные направления работы с детьми 4 – 5 лет по воспитанию физической культуры
Задачи обучения и воспитания. Учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит. Учить детей выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого. Формировать у детей интерес к участию в подвижных играх. Обучать правилам некоторы ...

Принцип научности
Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в н ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru