Сущность модульного обучения

Страница 1

Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Прежде чем дать определение модульной технологии рассмотрим, что вообще понимается под педагогической технологией. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Но в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Г.К.Селевко приводит несколько определений педагогической технологии.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

А вот какое определение педагогической технологии дает Д.Г. Левитес в. Педагогическая технология:

рациональная организация деятельности и ее оснастка;

последовательность операций, позволяющая получить результат с наименьшими затратами;

педагогическая категория, которая позволяет вести обсуждение педагогических проблем на методологическом уровне;

внедрение в педагогику системного способа мышления, который позволяет сделать учебный процесс полностью управляемым;

упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Перейдем к рассмотрению модульной технологии.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Оно базируется на деятельностном подходе к обучению. Только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. При этом учитель должен организовать не эпизодические действия, а систему. Разрабатывая задания для учащихся, учитель должен ориентировать их на цель, организовать действия по ее мотивации, включить в задания самоконтроль и самооценку – все это обеспечит организацию учения как самоуправляемой деятельности.

Оно опирается на теорию развивающего обучения, основы которой заложены Л.С. Выгодским. Именно он выявил две зоны развития: ближайшего и актуального. Если ученик выполняет задание с дозированной помощью других, то он находится в зоне своего ближайшего развития. Под дозированной помощью имеется в виду подбадривание ученика, напоминание, помощь в начале выполнения задания и т. д. В результате то, что сегодня он делает с помощью других, завтра он сможет сделать сам. Тогда же цикл ближайшего развития завершается, и ученик переходит в зону актуального развития.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Программа формирования полового поведения подростков как условия их подготовки к ответственному родительству
Решая одну из насущных проблем современного общества – сохранение, укрепление и формирование основ полового воспитания подростков важно учесть, что основная цель программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического зд ...

Цель, задачи, организация и методика исследования нарушений речи
В процессе исследования была выделена следующая цель: исследование особенностей речевой патологии у детей детских домов и детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи: 1. Изучение логопедической, психологической, психолин ...

Основы формирования культуры движений младших школьников
Когда вы наблюдаете за совершенными движениями выдающегося гимнаста, выполняющего сложное упражнение на спортивном снаряде, легким, непринужденным бегом спринтера, полными грации и выразительности движениями мастеров балета, то вряд ли задумываетесь над тем, что в основе этих великолепных образцов ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru