Сущность модульного обучения

Страница 2

Реализация теории развивающего обучения требует, чтобы ученик постоянно учился в зоне ближайшего развития. В модульном обучении эта теория осуществляется с помощью: дифференциации содержания и дозы помощи ученику; организации учебной деятельности в равных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

Модульное обучение очень многое использует из программированного обучения. Во-первых, четкие действия каждого ученика в определенной логике; во-вторых, активность и самостоятельность действий; в-третьих, индивидуальный темп; в-четвертых, постоянное подкрепление, которое осуществляется путем сверки хода и результатов деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля.

Теория модульного обучения была бы неполной, если бы она не опиралась на рефлексивный подход. Рефлексия – процесс самооценки себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния с учетом оценки других. Учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем и рефлексией каждого ученика по направлениям «я – мы – дело». «Я» – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроем я работал, доволен ли я собой. «Мы» – насколько мне было комфортно работать в малой группе, помогал ли я товарищам, или они мне помогали, чего было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой. «Дело» – я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учебы или на практике, он просто интересен, как мне преодолеть свои затруднения.

Модульное обучение является интегрированной педагогической технологией, впитавшей в себя возможности многих научных и практических наработок. Оно может быть использовано как технология, на которую можно перевести весь учебный предмет целиком. Однако целесообразно включать модульные уроки в традиционную систему обучения, усиливая тем самым ее развивающий эффект. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

Т.И. Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения:

содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;

взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой педагогической встрече;

сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных, субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования. весь процесс строится на основе осознанного целеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе “учитель-ученик”. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Он ра ...

Становление и развитие информационной культуры личности
Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты и практически в ...

Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе
Эффективность обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения по­нятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учи­телем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru