Формы развития творческого потенциала личности во внеурочной деятельности по предмету «Технология»

Образование и воспитание » Развитие творческого потенциала воспитанников в процессе изучения предмета "Технология" » Формы развития творческого потенциала личности во внеурочной деятельности по предмету «Технология»

Страница 1

Внеклассная работа является продолжением и дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с учащимися на уроке в соответствии с обязательными для всех учебными программами.

Под влиянием успехов в развитии производства, науки и техники у учащихся возникают различные интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить их в процессе учебных занятий невозможно. Для этого необходимо организовать различные виды внеклассных работ в соответствии с интересами учащихся. Все внеурочные виды работ помогают воспитывать интерес к профессии, любовь к творческому труду, учат мечтать и действовать, углубляют общенаучные и специальные знания, развивают кругозор учащихся, выявляют разнообразные творческие способности, дарование, воспитывают творческую инициативу и самостоятельность.

Внеклассные занятия наряду с уроками трудового обучения призваны расширить и углубить знания, умения и навыки детей по обработке различных материалов. Они занимают большое место в трудовом обучении и воспитании школьников.

Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках «Технология». Правда, время на их изготовление ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные занятия, где имеется значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками «Технологии» и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи — всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их творческой деятельности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.Во внеклассной работе детей, которое характеризуется вариативностью содержания, построенного на интеграции достижений науки и практики, выбор форм и методов воспитания и обучения, их уровень и направленность определяются состоянием научно-методического обеспечения, мастерством педагогов. Проблема развития внеклассной работы рассматривается сегодня не только на организационно-управленческом уровне, но и на уровне разработки содержания, которое гарантирует соответствующий уровень учебно-воспитательной работы. Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к творческой деятельности. Именно во внеклассной работе можно успешно развивать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, кружковые занятия, КВНы и т.д.Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только учитель и его ученики.Одной из более распространенных форм проведения внеклассной работы является кружковая деятельность учащихся. Методика и организация кружков позволяет привлечь многих школьников различного возраста к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. В кружок может прийти ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, в любое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в кружке учащиеся получают начальную трудовую подготовку, имеющую профессиональную направленность. Организация и методика работы в кружках могут быть самые различные в зависимости от поставленной учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому творчеству.Нужно отметить такую особенность работы кружка, как отсутствие списков учеников, постоянно их посещающих. Основной задачей является дать учащимся попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает, когда, сколько и в каком кружке ему работать, пусть идет естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и творческих способностей.Необходимо также учитывать и то, что работа педагогов будет проводиться более эффективно, если она будет протекать в сотрудничестве с родителями. Они смогут более реально оценить ребенка и помочь в реализации его творческих идей.Практика показала, что одним из эффективных средств развития индивидуальных особенностей у детей являются кружковые занятия по вязанию, в процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из-за интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Луч­шие из них представляются на городскую выставку.Однако в предметных кружках по специальности заняты не все учащиеся. В каждой области этой деятельности труд должен носить творческий характер. Для этого необходимо использовать различные формы массовой работы: тематические вечера, конкурсы, конференции, встречи с передовиками производства, с выпускниками техникума, беседы по профессиональной ориентации, дни открытых дверей, выставки, открытые классные часы, недели технологов. Целью тематических вечеров является закрепление и углубление знаний учащихся, знакомство с достижениями техники и передовыми методами труда, с работой передовиков производства, изучение наследия прошлого. Это могут быть лекции, доклады, отдельные небольшие выступления. Все сообщения могут сопровождаться демонстрацией видеофильмов, плакатов, образцов техники, приемов труда. К такому вечеру можно подготовить выставку работ учащихся, альбомы, модели, фотостенды, кулинарные выставки; состязания по профессии, викторины и т.д.Один из таких вечеров был проведен на практике по теме «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен, крепок» в 5-м классе (см. Приложение Б). Основной целью проведения вечера являлось познакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных вечеров, а также формировать творческие способности и развивать кругозор. Большое внимание было уделено подготовке вечера, в котором принимает участие значительное число учащихся: одни готовят краткие сообщения, другие оборудуют стенды, альбомы, третьи готовят выставки, конкурсы и т.д. При организации вечера учитывалось следующее:– Перед учащимися ставилась конкретная цель, предлагалась литература для поиска материала по заданной теме.– Распределялась ответственность между учащимися в соответствии с желанием и возможностями каждого участника.– Была предложена помощь педагога в составлении сценария и организации вечера.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе математики основной школы
К 12-13 годам, когда ученик приступает к изучению геометрии, непосредственный интерес к ее освоению уже практически утрачен, еще по-настоящему не проявившись. Ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к психологически благоприятному периоду), как геометрию. Нагля ...

Сила как физическое качество человека
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мы­шечных усилий. Один из наиболее существенных 'моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с измен ...

Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, чт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru