Роль кабинета иностранных языков в организации самостоятельной работы учащихся

Образование и воспитание » Роль кабинета иностранного языка в образовательном процессе » Роль кабинета иностранных языков в организации самостоятельной работы учащихся

Страница 1

Часто учителя жалуются на то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на подготовку и проведение занятий, а результаты бывают неутешительны. Одно из объяснений подобного явления – то, что в классе учитель является центральной фигурой, а ученики, даже изначально мотивированные к учению, оказываются лишь пассивными исполнителями его воли, подчиняются его логике, и, следовательно, всю ответственность за процесс обучения и его результаты возлагают на самого учителя.

Очевидно, что если на уровне заявлений мы будем говорить о «субъектно-субъектных» отношениях между учителем и учащимися, а на деле единолично и жестко определять все параметры учебной деятельности, то не сможем в полной мере выполнить социальный заказ общества на подготовку учащихся к самостоятельной жизни. Очевидно и то, что инициативность надо не просто поддерживать, но и целенаправленно, последовательно формировать, поскольку самостоятельность и ответственность за результат собственных действий – это звенья единой цепи и усилия школы и семьи в этом направлении желательно координировать более тщательно.

Усиление автономии учащихся в процессе обучения предполагает определенную свободу выбора объема материала, форм обучения, времени, частоты отчета о выполнении заданий; осознание личной ответственности за принятые решения и результаты обучения.

Такая модель обучения накладывает и определенные обязательства на учителя, который

- делает содержание учебных программ, форм и содержания контроля открытыми доступным для учеников;

- отказывается от роли единственного источника информации;

- выступает в роли помощника и консультанта учебной деятельности;

- обеспечивает необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;

- стимулирует умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.

Для успешного обеспечения вышеуказанных обязательств одним из наиболее важных факторов является обустройство кабинета иностранных языков. Ведь от наличия в нем специального сектора со вспомогательной литературой для учеников; от расположения парт, обеспечивающего наибольшую самостоятельность каждого ученика и зависит организация самостоятельной работы учащихся.

Конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как ее субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществить учебную деятельность, как дома, так и на занятии в кабинете.

В начале обучения ученик не владеет вышеуказанными умениями. В дальнейшем он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Бесспорным представляется факт, что повышению степени самостоятельности школьников в учебной деятельности, во-первых, способствует расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей. Причем существенно важно, чтобы усложнение содержания, способов деятельности осуществлялось не только в процессе перехода от внутрипредметных связей к межцикловым и наоборот, но и на каждом из названных этапов, приводящим ко все более широким связям.

Во-вторых, повышение степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий.

В-третьих, формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия. Подобная работа должна иметь место как по отношению к конкретным, так и общим учебным действиям, по отношению к отдельным процессуальным компонентам учебной деятельности и к процессу решения учебной задачи в целом.

В-четвертых, степень самостоятельности учащихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем. Причем очень важно, чтобы и здесь предметом деятельности учащихся были конкретные и общие действия, структура конкретной деятельности и учебной деятельности в ее специфическом значении.

В-пятых, повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету
Традиционная методика изучения литературных тем задает определенную последовательность знакомства с материалом: 1. Общая характеристика исторической эпохи, в которую жил тот или иной писатель. 2. Знакомство с творческой биографией писателя. 3. Текстуальное изучение художественных произведений. 4. З ...

Применение компьютерных технологий при обучении учащихся физике
Профессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. Роль его заключается в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. И реализовать ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru