Закономерности и принципы процесса воспитания

Образование и воспитание » Закономерности и принципы процесса воспитания

Страница 3

10. Двусторонний и активный характер процесса воспитания. В процессе воспитания участвуют две стороны — учитель и воспитанник. Учитель управляет процессом воспитания в зависимости от той информации, которую он получает от ученика.

11. Неопределенность результатов воспитания. В одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, так как на них оказывают влияние субъективные факторы, индивидуальные различия учащихся, социальный опыт и уровень подготовки учеников, отношение учащихся к воспитателю, умение учителя управлять процессом воспитания в отдельных случаях.

12. Комплексный характер процесса воспитания. Он предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Все должно быть подчинено идее целостного воспитания и развития личности. Эта особенность процесса воспитания наиболее ярко проявляется при планировании воспитательной работы с классным коллективом. Закокожсерности процесса воспитания — это устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности, В воспитательном процессе переплетаются зависимости разного плана: социальные, когда речь идет о подготовке подрастающего человека к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыта; психические, когда речь идет о том, что воспитание служит развитию личности (индивида); педагогические, когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания ж обусловленности его рядом факторов. Поэтому существующие законы и закономерности процесса воспитания принято разделять на группы.

Первая группа законов и закономерностей процесса воспитания обусловлена социальными условиями. Вторая группа законов и закономерностей обусловлена психическими законами, особенностями развития личности. Третья группа представлена закономерностями, которые отражают сущность самого педагогического процесса. Законы всех трех групп отражают специфику воспитательного процесса.

Рассмотрим, каждую группу законов и закономерностей процесса воспитания отдельно. В формулировках закона первой группы отражается зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры. Эти факторы определенным образом влияют на закономерные связи, возникшие в воспитательном процессе.

Вторая группа закономерностей обусловлена природой человека, его психическими особенностями (возрастом, полом, индивидуальными особенностями и др.). Эта группа закономерностей отражает взаимосвязь воспитания и развития. Общеизвестно, что от качества воспитания зависит развитие личности. Всегда существует общая программа воспитания, которая, корректируется с учетом особенностей детей. При использовании разных средств и форм воспитания всегда необходима диагностика развития личности.

В третью группу входят закономерности, обусловленные сущностью самого воспитательного процесса. Воспитание личности происходит только в деятельности и общении. Это подчеркивает тот факт, что в развитии важна активность личности. Чем активнее личность, тем более разнообразно строятся ее отношения с воспитателем. Учитель включает учащихся в самые разнообразные виды деятельности в процессе воспитания. Переход внешних влияний во внутренние особенности личности. В силу этого можно утверждать, что деятельность и общение — основа воспитательного процесса. К числу внешних влияний относятся и целенаправленное воспитание, и стихийное влияние различных видов среды, и влияние средств массовой информации и т. д. Влияние окружения преломляется через опыт, через потребности самой личности растущего человека, и это становится ее приобретением. В воспитательном процессе происходит трансформация внешних влияний во внутренние особенности личности (ее мотивы, установки, мнение, суждение, самооценка личности, ощущение, выбор своего поведения). Чем значительнее влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Что составляет экологическую культуру
Слово <<экология>> и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под <<экологическим воспитанием>> понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомн ...

Содержание и формы физического воспитания младших школьников
В решении задач школьной педагогики - физическое воспитание занимает особое место. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма школьника, обеспечение его всестороннего развития. "Один из основоположников теории физического воспит ...

Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru