Закономерности и принципы процесса воспитания

Образование и воспитание » Закономерности и принципы процесса воспитания

Страница 2

Третий вид противоречия — противоречие между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанников. Если не учитывать это противоречие, то порождается формализм в работе воспитателя. Часто воспитатель понимает процесс воспитания как целенаправленный процесс и осуществляет его без учета желаний, интересов, запросов детей. Поэтому формализм в работе учителя заканчивается там, где он сочетает свои целенаправленные действия с устремлениями школьников.

Внешние противоречия сильно сказываются на результатах процесса воспитания. Они способны создать благоприятные или неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания. Примерами таких случаев служат", организованное, целенаправленное воспитание в школе и стихийное влияние окружающей среды, противоречия между школой и обществом (социальный портрет современной молодежи, который складывается под влиянием тех условий, в которых дети живут), противоречия в средствах массовой информации (политическая жизнь страны, историческое прошлое нашего государства, идеалы в обществе), противоречия между школой и семьей, противоречия между словом и делом в процессе воспитания, противоречие, отражающее преобладание словесных методов воспитания над практическими, несоответствие между требованием общества к подготовке личности и реальным уровнем подготовки школьников (это требование просто игнорируется в процессе воспитания).

Особенности процесса воспитания характеризуют трудность этого процесса и отражают его специфику и сложность

1. Прежде всего, это процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она был! близка и понятна воспитаннику).

2. Многосторонность процесса. В процессе воспитали; участвуют семья, школа, общество, отдельные воспетатели, внешкольные учебные заведения. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности единства.

3. Деятельность воспитателя, результат его воспитания обусловлены не только знаниями теории воспитания, но и мастерством воспитателя.

4. Результаты этого процесса не всегда так явно ощути мы, как в обучении, они малозаметны.

5. Это процесс динамичный, изменчивый, подвижный.

6. Длительность процесса. Воспитание длится всю жизнь. Ребенок в течение всей жизни накапливает опыт поведения, знания, суждения, убеждения.

7. Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников (на уроке, после урока, в походе, разных формах работы). Непрерывность предполагает создание системы воспитания, а не сводится к воспитанию от случая к случаю.

Ступенчатый характер воспитания. На начальном этапе ребенок воспитывается в семье, затем в школе формируются этические понятия, усваиваются нравственные знания, вырабатываются суждения, которые затем формируются в убеждения школьника и представляют основу его поведения.

Особенности концентризма отражается в содержании, воспитательной работы. Приобретение знания общечеловеческих норм морали, развитие социально значимых качеств личности происходят в ребенке в течение всей школьной жизни, но на каждом возрастном этапе содержание работы учителя расширяется и включает в себя более широкий круг знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Феноменальная память
Некоторые полагают, что сильная нервная система – залог хорошей памяти. Однако исследования Р. Трубниковой показали, что преимущества сильной нервной системы проявляются лишь при запоминании бессмысленной информации или коротких текстов. Если же тексты сложны и материал осмысленный, то довольно час ...

Элементы модульной технологии при обучении математике учащихся 6-го класса
Общий комментарий к проводимому эксперименту Исходные условия экспериментального внедрения элементов модульной технологии в 6-ом классе СШ № 3 г. Добруша Экспериментальная часть. Экспериментальную часть я разделила на 3 этапа: Первый – диагностирующий. Второй – контролирующий. Третий – итоговый. Ди ...

Режим 5-дневной учебной недели
Опыт функционирования девичьих классов показывает, что в них родители определяют, как правило, не совсем здоровых девочек, надеясь на индивидуальный и щадящий подход к ним в процессе обучения. В настоящее время гигиенистами разработаны здоровьесбере-гающие принципы обучения и воспитания школьниц. П ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru