Закономерности и принципы процесса воспитания

Образование и воспитание » Закономерности и принципы процесса воспитания

Страница 2

Третий вид противоречия — противоречие между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанников. Если не учитывать это противоречие, то порождается формализм в работе воспитателя. Часто воспитатель понимает процесс воспитания как целенаправленный процесс и осуществляет его без учета желаний, интересов, запросов детей. Поэтому формализм в работе учителя заканчивается там, где он сочетает свои целенаправленные действия с устремлениями школьников.

Внешние противоречия сильно сказываются на результатах процесса воспитания. Они способны создать благоприятные или неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания. Примерами таких случаев служат", организованное, целенаправленное воспитание в школе и стихийное влияние окружающей среды, противоречия между школой и обществом (социальный портрет современной молодежи, который складывается под влиянием тех условий, в которых дети живут), противоречия в средствах массовой информации (политическая жизнь страны, историческое прошлое нашего государства, идеалы в обществе), противоречия между школой и семьей, противоречия между словом и делом в процессе воспитания, противоречие, отражающее преобладание словесных методов воспитания над практическими, несоответствие между требованием общества к подготовке личности и реальным уровнем подготовки школьников (это требование просто игнорируется в процессе воспитания).

Особенности процесса воспитания характеризуют трудность этого процесса и отражают его специфику и сложность

1. Прежде всего, это процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она был! близка и понятна воспитаннику).

2. Многосторонность процесса. В процессе воспитали; участвуют семья, школа, общество, отдельные воспетатели, внешкольные учебные заведения. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности единства.

3. Деятельность воспитателя, результат его воспитания обусловлены не только знаниями теории воспитания, но и мастерством воспитателя.

4. Результаты этого процесса не всегда так явно ощути мы, как в обучении, они малозаметны.

5. Это процесс динамичный, изменчивый, подвижный.

6. Длительность процесса. Воспитание длится всю жизнь. Ребенок в течение всей жизни накапливает опыт поведения, знания, суждения, убеждения.

7. Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников (на уроке, после урока, в походе, разных формах работы). Непрерывность предполагает создание системы воспитания, а не сводится к воспитанию от случая к случаю.

Ступенчатый характер воспитания. На начальном этапе ребенок воспитывается в семье, затем в школе формируются этические понятия, усваиваются нравственные знания, вырабатываются суждения, которые затем формируются в убеждения школьника и представляют основу его поведения.

Особенности концентризма отражается в содержании, воспитательной работы. Приобретение знания общечеловеческих норм морали, развитие социально значимых качеств личности происходят в ребенке в течение всей школьной жизни, но на каждом возрастном этапе содержание работы учителя расширяется и включает в себя более широкий круг знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Классификации педагогических технологий
Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного. Г.К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольно ...

Педагогические технологии в системе дистанционного образования
1.Проблема организации учебного процесса в дистанционной форме чрезвычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, упорным нежеланием подавляющего большинства организаторов обучения в дистанционной форме признать тот факт, что речь должна идти не только об исполь ...

Внешкольное воспитание в дореволюционной России
Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вмест ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru