Закономерности и принципы процесса воспитания

Образование и воспитание » Закономерности и принципы процесса воспитания

Страница 4

Психологи (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин) вскрыли закон неравномерности развития личности. Это следствие того, что, как правило, интеллектуальный потенциал школьника, который связан с речевым (вербальным) процессом, часто не совпадает с физическим и психическим развитием. Происходит это потому, что развитие ребенка идет в нескольких сферах (сенсорной, моторной, вербальной), которые не всегда согласуются между собой.

Приведем пример, который ярко демонстрирует эту закономерность. «Конечно же, ребята, которые ленятся, огорчают родителей, беспокоят школу. Зайдите в учительскую — вам с ходу назовут десятки примеров: один на уроке разрисовывает дневник или собственные ладони, другая - дремлет у теплой батареи . и летит бесследно урок за уроком. Но вот чудеса — вдруг нерадивая девочка окалывается отменной труженицей на субботнике, а «художник» горы воротит в пятую трудовую четверть. Варианты, разумеется, могут быть и обратными: скажем, ученик, прилежный на уроках, во время уборки класса норовит остаться в стороне. Короче говоря, я никогда не встречал детей, которые кругом, что называется, лентяи. Так что не будем спешить с приговорами, ибо заведем себя в тупик» (Учительская газета. 1976. 17 ноября). Осуществляя развитие личности, воспитательный процесс не может не учитывать этого. Опираясь на одно из направлений в развитии ребенка, учителю следует приводить в соответствие и другие сферы.

При самостоятельной работе над данной темой с учебниками студенты встретят различные подходы к формулировке законов воспитательного процесса.

И.Ф. Харламов формулирует законы, которые отражают организацию процесса воспитания.

П.И. Пидкасистый при формулировке законов не разделяет их на группы.

И.П. Подласый, опираясь на практику и опыт воспитательного процесса, формулирует законы, которые отражают эти зависимости. Следовательно, законы служат продуктивности самого процесса воспитания.

В приведенных ниже законах воспитательного процесса определите характер взаимосвязи и отнесите его к одной из групп.

Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей (2-я группа законов).

Решающим для благополучного развития личности, ее активности в деятельности является внутреннее состояние ребенка (2-я группа законов).

Характер воспитания определяется объективными потребностями производства (1-я группа законов).

Закономерности воспитания реализуются через принципы.

Принципы дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Они соответствуют самой природе воспитания. Итак, принципы воспитания — это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными,

Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей. Ведущим принципом системы является принцип природосообразности.

Система школы экологии Л.В. Тарасова подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение. Ведущий принцип системы — принцип экологического императива, который все содержание обучения в такой школе перестраивает с точки зрения сохранения природы, что, в конечном итоге, предполагает единение естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике
Эксперимент по выявлению эффективности методики организации внеклассной работы по математике и ее воздействия на познавательный интерес учащихся был начат в 1 «а» классе 2005 – 2006 года на базе средней общеобразовательной школы №75 г. Новосибирска и был продолжен во 2 «а» классе 2006 – 2007г. Во 2 ...

Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...

Общая характеристика метода учебного проектирования
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы инте ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru