Экологическое воспитание и культура

Страница 19

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия.

Пример организации опыта

Работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста при усвоении знаний о том, что для роста растений нужен свет. Перед детьми ставится познавательная задача: «Где лучше будет расти овес: в темном или светлом месте?» Обсудив выдвинутые предположения, воспитатель побуждает их к проверке — организует опыт. Два горшка (или ящика) с проросшим овсом помещают в разные по освещенности условия: один — в темное место, другой — на хорошо освещенный солнцем подоконник. Условия, в которые помещены растения, обсуждаются с детьми. Устанавливается, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды во время полива) одинаковы и лишь одно — степень освещенности — различное. Проводится длительное наблюдение за изменениями внешнего вида растений и устанавливаются их причины. Наиболее яркие изменения в ходе опыта дети зарисовывают. В заключение воспитатель предлагает сравнить растения и сделать выводы.

Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещают в светлое. Происходящие изменения дети вновь отмечают и обсуждают.

Опыты используют для ознакомления детей со свойствами песка, воды, глины. С помощью опытов устанавливают причины перехода воды из одного состояния в другое и т. д. Опытным путем можно решить множество познавательных задач: где лучше растет растение — в теплом или холодном месте? Может ли растение расти в холодном месте? Что будет с водой, если ее вынести на мороз? Что будет cо снегом в помещении? И т. д.

Чаще всего опыты применяются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В младшей и средней группах воспитатель использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой в средней группе, для того чтобы подвести детей к выводу о том, какую пищу она предпочитает, воспитатель предлагает положить перед кошкой морковку, конфетку, рыбу, посмотреть, что она будет есть, а что нет.

Или, для того чтобы установить, слышит ли кошка, воспитатель предлагает шепотом позвать ее, поскрести ногтем по поверхности стола, затем спрашивает: «Слышит кошка? Как ты узнал, что она слышит? Чем слышит?»

Организуя в последующем с детьми младшего и среднего возраста наблюдения за другими животными, воспитатель ставит те же познавательные задачи, а способ решения побуждает отыскать самостоятельно. В средней группе поисковые действия при решении познавательных задач должны входить почти во все наблюдения детей. Отдельные поисковые действия используются и в старшем дошкольном возрасте в процессе игр, труда, наблюдений.

Словесные методы

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Полезная информация:

Песенный стиль и жанры
Русский волжский песенный стиль складывался в XVI – XVIII вв. при взаимопроникновении и взаимодействии разных этнических культурных традиций: финно-угорской, тюркской, монгольской, германской и восточнославянской (в её северорусской и южнорусской версиях). Проблемы взаимодействия культурных традици ...

Характеристика процессов памяти
Память – сложная психическая деятельность. В её составе можно выделить отдельные процессы: запоминание (закрепление), сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) и узнавание материала. Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, казалось бы, противопо ...

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru