Экологическое воспитание и культура

Страница 17

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2—3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей поливает растения на огороде, другая рыхлит междурядья. Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.

Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает — земля серая, сухая); напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить.

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2—3 детям дают длительные поручения — ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т. д.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями (поливка и рыхление почвы, опрыскивание, обтирание листьев, подготовка корма для животных, их кормление, чистка клеток животных), а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о последовательности операций. Воспитатель оказывает им помощь в организации работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что и в каком порядке должно быть сделано).

Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в поведения животных. Ребята оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношениях к обязанностям, о взаимоотношениях между дежурными во время работы.

По сравнению с предшествующим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий, например коллективная работа в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Полезная информация:

Комплекс театральных этюдов по системе Станиславского К.С
Для развития творческого интеллекта и артистической эмоции Станиславский К.С. создавал различные упражнения, своеобразные этюды, с помощью которых он достиг новой образной артистической техники. Определим необходимые способности, для творческой деятельности качества и навыки, развивающие у школьник ...

Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и тво ...

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Система задач и упражнений позволяют решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции. Наиболее подходящий формой по развитию креативности является представление специально выделенного урока один раз в неделю. Достоинством такой ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru