Экологическое воспитание и культура

Страница 18

Имеет место (хотя и реже) наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

Ведущий прием обучения старших дошкольников новому виду труда — объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. В связи с общим более высоким развитием детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, все задание, которое надо выполнить.

В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с указаниями.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит и в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как надо выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Как видим, формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняются. Усложнение определяется возрастными возможностями детей.

При организации работы детям необходимо предоставить нужный инвентарь, соответствующий их возрасту. Приведем примерный список инвентаря, необходимого для работы на участке:

Грабли: длина ручки 100—110 см, длина грабель 20—22 см и зубьев 5см.

Грохот: прямоугольник 100-Х-75 см.

Колышки: высота 30 см.

Кошки, лейка, ведро.

Лопата: длина ручки 75—80 см, диаметр 2—2,5 см; высота лопаты 15 см, ширина 13 см.

Совок: длина 16—20 см.

Молоток (деревянный).

Носилки: длина 100—110 см, расстояние между ручками 30—35 см, ящик квадратный 20—25 см, высота бортика 3 см.

Тачка: длина 100—110 см, расстояние между ручками 35 см, длина ящика 30—40 см.

Элементарные опыты

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт — наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Дети высказывают суждения — предположения о причинах явления, выбирают способ решения — условия и организацию опыта.

Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.

Опыт может проходить и как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках-схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Полезная информация:

Информация о преподавателях и мастерах производственного обучения
Для разработчиков учебных планов полезно иметь исходную информацию о педагогическом персонале. Сравнение профилей с требуемыми может выявить необходимость в переквалификации преподавателей и мастеров. Учебному заведению такая информация требуется также для составления расписания штатов. Для разрабо ...

Речь ребёнка и особенности её развития
Речь - действие, которая исполняется человеком посредством языка в целях общения. Цели данные могут быть различными. В одних случаях человеку нужно иному что - то известить; в иных - что - то спросить, задать вопрос или, напротив, ответить на вопрос; в - третьих, что- то приказать иным, оказать на ...

Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка
В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма. Учитель должен знать гигиенические требования, пред ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru