Место использования командно-игровой деятельности в учебном процессе при изучении каждой темы зависит:
от цели учебной деятельности (деятельность, направленная на повторение ранее изученного материала и на усвоение нового материала применяется на начальном этапе; деятельность, направленная на закрепление усвоенного материала и на формирование умений практического применения знаний, используется на дальнейших этапах изучения каждой темы);
от вида деятельности участников (репродуктивная деятельность используется на начальном этапе, частично-поисковая и творческая – на дальнейших этапах изучения темы);
от способа руководства (руководимую командно-игровую деятельность целесообразнее использовать на начальном этапе, частично руководимую и самостоятельную – на дальнейших этапах изучения темы).
Для командно-игровой деятельности характерен ряд педагогических эффектов:
студенты проявляют интерес к введению ее в учебный процесс;
качество обучаемости и выполненных заданий значительно выше выполненных традиционным способом;
интенсивное развитие навыков учащихся – творческих, системно-технических, сотрудничества;
студенты вырабатывают активную жизненную позицию, потребность в состязательности; осуществляется социализация их как личностей;
осуществляется аттестация студентов по их способностям;
оценка выполняемой учебной работы носит объективный характер.
То, что в обычной ситуации может казаться скучным, тяжелым и неинтересным, в командно-игровой деятельности становится легким и интересным.
Однако дидактика не сводит все обучение только к играм и забавам. «Она культивирует лишь элементы игры в обучении, а не заменяет обучение игрой» (М.Д. Стельмахович).
Командно- игровая деятельность может быть посвящена одной учебной дисциплине или носить междисциплинарный характер.
Игровое занятие может проводиться в школах и техникумах, профессионально-технических училищах и вузах, на факультетах повышения квалификации и в сети политического просвещения. Это занятие универсально в том смысле, что оно может быть наполнено учебным материалом произвольною содержания (кроме физического воспитания и спорта), применяться на любой стадии обучения (кроме дипломного проектирования) и в любых учебных заведениях. Игра рассчитана на одну группу студентов (до 25 чел.). Продолжительность игры - два академических часа и более. Игру можно прервать на любом этапе и продолжить в другое время, так что она легко вписывается в расписание занятий. На игру целесообразно выносить раздел учебного курса или отдельный наиболее важный и трудный вопрос либо проблему. Игрой полезно завершить изучение курса.
Полезная информация:
Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...
Нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездух ...
Основные задачи работы с одаренными детьми
Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. По результатам ряда исследований примерно 30 % особо одаренных дете ...