Специфика формирования подростковой субкультуры

Страница 1

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. В социологии рассматривается социальная природа явления, его роль в социальном взаимодействии, институтах и отношениях (В. Т. Лисовский); в социальной психологии В. В. Занковым, В. Ю. Хотинцом активно привлекается понятие «субкультуральная подростковая психология». На современном этапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультуры в контексте активно развиваемых гендерных исследований А. В. Кирилиной, И. С. Клециной, Е. Ф. Лаховой, Т. А. Мельниковой и др.

Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

В узком смысле, субкультура – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).

Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков считают, что на «уровне досуговой самореализации подростковую субкультуру отличают следующие черты:

- «западная» направленность культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение «западного, американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении. Такое направление культурных интересов имеет более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровне группового и индивидуального поведения подростков и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жесткость, стремление любыми средствами к материальному благополучию;

- приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребление в рамках художественной культуры превышает креативные установки в социокультурной деятельности, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, отсутствует;

- слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера, а также с престижной иерархией ценностей в группе общения».

Но западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определённого уровня к ...

Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности
Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью исследования – выявить уровень влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного ...

Роль сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста
Счёт и измерение – действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности. Поэтому в игре, где используются счёт или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность выпол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru