Специфика формирования подростковой субкультуры

Страница 3

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

Современный подросток проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Поскольку трудности возраста совпадают с системным кризисом общества, то растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее у современных подростков приобретают обостренные формы. Характер ответа на различные общественные проявления структурирует подростковую субкультуру.

Если рассматривать структурирование группировок в подростковой субкультуре, то можно наблюдать следующее. Прежде всего это наличие постоянного лидера, довольно жестко фиксированная роль каждого члена, его твердое место на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В группах есть такие роли, как «лидер», «адъютант лидера» (физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении), есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают.

В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Социальная защита подростков, разработка программ и проектов по созданию оптимальной модели молодежной политики, обеспечивающей организацию подростковых объединений — клубов, студий, обществ, отрядов, должны строится на принципах подлинной самостоятельности и самоуправления. Требуется преодоление формализма в воспитании, что предполагает ориентировку взрослых на развитие и всемерное использование стихийно найденных самими подростками форм объединений. Необходимо открыть для этих объединений возможность широко обогащаться идеями, ценностями взрослых, что позволит преодолеть отчуждение подростковой субкультуры.

Таким образом, подростковый период — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Второй закон Ньютона
Опыт и логика подсказывают, что если действующие на тело силы не уравновешиваются, то его движение должно изменяться. Существующую при этом количественную закономерность удалось впервые сформулировать в своих «Началах» И. Ньютону в виде следующей аксиомы или закона движения: Изменение количества дв ...

Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации
Одаренным детям ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых про ...

Урок как форма организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru