Практическое применение дидактических игр

Страница 3

Как это сделать? Какие методы и приемы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений? Прежде всего — хорошо известные ему приемы руководства игрой. Остановимся на приемах, которые оказываются наиболее эффективными на первом этапе развития сюжетно-дидактической игры.

Женя — тихий, спокойный мальчик, редко вступает в контакт с другими ребятами, кроме Коли. Предпочитает играть индивидуально. Любимая игрушка — машина. Особого интереса к занятиям по математике не проявляет, пассивен. Чтобы вовлечь его в общую игру “Магазин” и заинтересовать действиями счета, заведующий магазином (воспитатель) обращается к нему с просьбой подготовить машины к рейсу, отремонтировать некоторые из них. Мальчик с удовольствием занялся любимой работой: чистит машины, проверяет колеса, мотор и т.д. Похвалив механика за хорошую работу, заведующий магазином спрашивает его: “Сколько всего машин в гараже? Сколько машин отремонтировано? Сколько машин можно отправить в рейс?” Эти вопросы ставят ребенка перед необходимостью не только сосчитать игрушки, но и выразить словом результат счета. Прежде чем ответить, он дважды пересчитывает машины, а затем выделяет 3 машины для шоферов.

На другой день заведующий магазином приглашает Женю поработать шофером и просит привезти продукты, обозначенные в путевке. Теперь мальчик пересчитывает условные знаки (кружки, палочки) на путевке, различные предметы (конфеты, овощи, фрукты и др.) на складе, привозит их в магазин и сдает директору соответственно путевке.

Так воспитатель, действуя через роль, намеренно обеспечивает мальчику успех, предлагая для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. В следующий раз он в коллективе играющих подчеркивает важные функции, которые Женя выполнял в общей игре. Это способствует появлению уверенности, он становится смелее и активнее. Сверстники все чаще начинают приглашать мальчика в игру, и тот охотно в нее включается. Сначала он выполняет роль шофера или рабочего магазина и лишь позже, с приобретением опыта, помощника продавца, а затем продавца.

Воспитателю следует учитывать тот факт, что детям требуется разное количество повторений деятельности: одним достаточно принять участие в игре 1—2 раза, другим —3—4 и более раз, прежде чем они овладеют действиями счета и измерения.

В ходе развертывания игры ярко обнаруживаются различия в умении детей играть и входить в коллектив играющих сверстников. Одни дети оказываются активными в выборе игры, в развитии ее сюжета, отличаются общительностью, умением организовывать игру и заинтересовывать ею других. Но нередко бывают дети неуверенные в себе, застенчивые, замкнутые. Они или совсем не принимают участие в коллективной игре, или включаются в нее на короткое время, предпочитая индивидуальные игры.

Бережно относясь к индивидуальным играм, воспитатель должен вызвать у таких детей интерес к коллективной игре, желание играть сообща и развивать их игровую активность. По отношению к этим ребятам он также может использовать самые разнообразные приемы. Например, сообщать дополнительные знания о той или иной деятельности взрослых, напоминать о виденном на экскурсии, привлекать к наблюдению за игрой других детей и т. д., учитывая при этом интересы ребенка (с какими игрушками любит играть, что его интересует и т.д. ).

Так, чтобы помочь Сереже войти в коллектив играющих, дать возможность почувствовать себя причастным к игре, воспитатель привлекает его к изготовлению новых, обогащающих сюжет, атрибутов и в связи с этим проводит с ним беседу о том, как бы он выполнил ту или иную роль в данной игре. Поощрение ребенка за изготовленный атрибут в присутствии других детей и предложение соответствующей ему роли способствовало постепенному вхождению мальчика в коллективную игру. Для поддержания интереса к игре, развития у детей активности и инициативы, уверенности в своих силах воспитатель может прибегнуть к оценке игры: как ее содержания (обращая при этом внимание на выполнение игровых действий и правил, включающих счет и измерение), так и взаимоотношений играющих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущ ...

Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин "ранний детский билингвизм" используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: "Вопрос о многоязычии в ...

Единство физического и психического развития ребенка
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru