Практическое применение дидактических игр

Страница 2

Директор. Вы — хороший проводник. Теперь обезьян нужно покормить. Скажите рабочим, сколько обезьян и в которой по счету клетке они находятся. Пусть их накормят.

Проводник Саша идет к рабочему Коле, передает ему указания директора и вместе с рабочим несет обезьянам еду. Тут же рассказывает ему о том, как он путешествовал и как ловили в заповеднике обезьян.

Приняв роль взрослого, ребенок в игре отображает его общественные функции и вступает с другими играющими в отношения, характерные для отношений взрослых людей. Сюжетно-дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций (не только со счетно-измерительными действиями) и установления четкой взаимозависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.

В играх существуют самые разнообразные роли; деятельность одновременно играющих детей может носить различный характер (одни — почтальоны, другие — сортировщики, третьи — адресаты и т.д.), но выполнение большинства ролей предполагает обязательное использование математических действий. Например, в игре “Почта” выделяются роли начальника почты, сортировщиков, почтальонов, доставщиков телеграмм, шоферов и других работников почты, каждый из которых выполняет свою работу. Шоферы доставляют корреспонденцию, работники почты разбирают ее, штемпелюют. Сортировщики раскладывают корреспонденцию (газеты, журналы, письма) таким образом, чтобы на каждой полочке было определенное количество разных видов корреспонденции. Почтальоны разносят ее по адресам, предварительно определив количество газет, журналов, писем.

Включение счета и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникнет необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли. Например, дети играют в “Молочную ферму” (подготовительная к школе группа). Доярки, надев нарукавники и фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров и т.д. Надоенное молоко нужно доставить на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его необходимо разлить во фляги. Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится, и, наоборот), убеждаясь в том, что мерки могут быть разными. Но необходимое условие — это одинаковость и полнота мерки в каждом отдельном случае отмеривания.

На первом этапе игры может оказаться, что некоторые ее участники, выполняя роли, связанные со счетом и измерением, действуют привычным для них способом, т. е. без счета или измерения. Например, покупая товар, они не указывают его количество (игра в “Магазин”), расставляют кроватки, не определив, сколько кукол (игра в “Детский сад”), шьют платья, не сняв мерки (игра в “Ателье”), и т.д. Действуя по роли дальше, эти дети сталкиваются с неожиданной для них ситуацией: одному из членов команды теплохода не хватает еды; куклу некуда положить спать; платье получается не по размеру и т.п. Как следует поступить воспитателю в таком случае? Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнеров по игре дети находят эту причину (пересчитывают или измеряют объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счета и измерения.

При распределении ролей в сюжетно-дидактической игре воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очередность. Обычно выбор сначала падает на самых подготовленных сверстников, тех, кто наиболее активен в беседах и в организации игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счета и измерения, подключились все дети, даже малоактивные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...

Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе
Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу ...

Индивидуальный учебный план
Проблему индивидуализации образовательного процесса нельзя отнести к числу традиционных и хорошо разработанных в отечественной педагогической науке. Анализ источников показывает, что феномен индивидуализации обучения может рассматриваться на двух различных уровнях: личностном (как особое требование ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru