Практическое применение дидактических игр

Страница 2

Директор. Вы — хороший проводник. Теперь обезьян нужно покормить. Скажите рабочим, сколько обезьян и в которой по счету клетке они находятся. Пусть их накормят.

Проводник Саша идет к рабочему Коле, передает ему указания директора и вместе с рабочим несет обезьянам еду. Тут же рассказывает ему о том, как он путешествовал и как ловили в заповеднике обезьян.

Приняв роль взрослого, ребенок в игре отображает его общественные функции и вступает с другими играющими в отношения, характерные для отношений взрослых людей. Сюжетно-дидактическая игра строится и развивается при условии закрепления за каждой ролью определенных игровых функций (не только со счетно-измерительными действиями) и установления четкой взаимозависимости этих функций. То есть, если выполнение одной роли с необходимостью требует выполнения другой, то происходит активное взаимодействие и общение ребят по ходу игры.

В играх существуют самые разнообразные роли; деятельность одновременно играющих детей может носить различный характер (одни — почтальоны, другие — сортировщики, третьи — адресаты и т.д.), но выполнение большинства ролей предполагает обязательное использование математических действий. Например, в игре “Почта” выделяются роли начальника почты, сортировщиков, почтальонов, доставщиков телеграмм, шоферов и других работников почты, каждый из которых выполняет свою работу. Шоферы доставляют корреспонденцию, работники почты разбирают ее, штемпелюют. Сортировщики раскладывают корреспонденцию (газеты, журналы, письма) таким образом, чтобы на каждой полочке было определенное количество разных видов корреспонденции. Почтальоны разносят ее по адресам, предварительно определив количество газет, журналов, писем.

Включение счета и измерения в игру должно происходить в тот момент, когда в этом возникнет необходимость по ходу развития сюжета игры и выполнения игровой роли. Например, дети играют в “Молочную ферму” (подготовительная к школе группа). Доярки, надев нарукавники и фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров и т.д. Надоенное молоко нужно доставить на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его необходимо разлить во фляги. Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится, и, наоборот), убеждаясь в том, что мерки могут быть разными. Но необходимое условие — это одинаковость и полнота мерки в каждом отдельном случае отмеривания.

На первом этапе игры может оказаться, что некоторые ее участники, выполняя роли, связанные со счетом и измерением, действуют привычным для них способом, т. е. без счета или измерения. Например, покупая товар, они не указывают его количество (игра в “Магазин”), расставляют кроватки, не определив, сколько кукол (игра в “Детский сад”), шьют платья, не сняв мерки (игра в “Ателье”), и т.д. Действуя по роли дальше, эти дети сталкиваются с неожиданной для них ситуацией: одному из членов команды теплохода не хватает еды; куклу некуда положить спать; платье получается не по размеру и т.п. Как следует поступить воспитателю в таком случае? Такие ситуации необходимо использовать для выяснения причин создавшегося положения самими играющими. С помощью партнеров по игре дети находят эту причину (пересчитывают или измеряют объекты) и исправляют допущенную ошибку. Это приводит к пониманию необходимости и важности счета и измерения.

При распределении ролей в сюжетно-дидактической игре воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок получил желаемую роль. Может оказаться, что одновременно многим детям захочется выполнять роли, включающие математические знания. В этом случае надо установить очередность. Обычно выбор сначала падает на самых подготовленных сверстников, тех, кто наиболее активен в беседах и в организации игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы к роли, требующей счета и измерения, подключились все дети, даже малоактивные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Влияние игры на развитие познавательных процессов младших школьников
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более ...

Командно - игровая деятельность
Место использования командно-игровой деятельности в учебном процессе при изучении каждой темы зависит: от цели учебной деятельности (деятельность, направленная на повторение ранее изученного материала и на усвоение нового материала применяется на начальном этапе; деятельность, направленная на закре ...

Методология использования тестовых заданий в процессе изучения математики
В структуре проверки знаний на уроках математики тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, обобщающими, итоговыми. Так же в зависимости от используемого вида теста варьируются и временные рамки, но все же оптимальным временем для работы с тестом является 10-15 минут. Среди всего м ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru