Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр

Страница 1

В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т.п. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями.

Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию. Например, 3-летний Сережа играет с плюшевым зайцем, водит его по столу, комментируя свои действия: «Зайчик гуляет в лесу, прыг-прыг по травке. Ищет морковку, а ее нет. Вот, ягодку нашел. Ешь, зайка, ягодку!» За этой игровой ситуацией скрывается личный опыт малыша: он сам бывал в лесу, находил и ел ягоды, видел на картинке зайца с морковкой. Таким образом, в режиссерской игре, как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Средства обучения в дистанционном образовании
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий. Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-тех ...

Проектирование системы дидактических игр, направленных на развитие активного и пассивного словаря детей 2-го года жизни
Предлагаемая система дидактических игр разработана по методике доктора психологических наук Е.А.Бондаренко «Дидактические игры для детей от года до трех лет». Данная методика включена автором в серию «Здоровый ребенок», которая включает в себя развитие познавательных процессов, мотивационно-потребн ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru