Практическое применение дидактических игр

Страница 7

Принимая участие в игре, дети обычно быстро усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. В этом случае каждый участник знает, что и как ему нужно делать. Дети 'с интересом выполняют все роли, но особенно увлеченно те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится правильно выполнить счетно-измерительные действия, иначе читатель не получит нужную корреспонденцию (игра в “Почту”), в заповеднике не отловят нужное количество животных (игра в “Зоопарк”), на ферме не хватит корма (игра в “Молочную ферму”) и т.д. Войдя в роль киоскера, почтальона, доярки, ребята испытывают чувство гордости от приобщения к труду, которым занимаются взрослые. Это содействует развитию у них понимания смысла труда взрослых и воспитания уважения к нему.

Возникает много разнообразных и интересных игр, которые дети развертывают самостоятельно. Так, в старшей группе дети играют в “Газетный киоск”, “Плавучий зоопарк”, “Кулинарию”, “Прачечную”, “Выезд на дачу” и др.; в подготовительной к школе группе — в “Колхоз”, “Мастерскую добрых дел”, “Школу”, “Аэропорт” и др. Выполняя новые роли, дети включают в них счет, измерение, стараются отобразить эти действия точно так, как это делают взрослые, что является показателем понимания значения математических действий, которые становятся для них привлекательными.

Например, в игре в “Школу”, организованной группой шестилетних детей, учительница Ира ведет урок математики в 1 классе. В классе сидят 12 учеников.

Учительница. Ребята, сядьте все правильно! Сейчас у нас урок математики. Будем считать. Какое число больше: 5 или 6? (Делает вид, что ищет по журналу фамилию ученика.) Кто у меня еще не отвечал? Отвечай, Оля! О л я. 6 больше 5, а 5 меньше 6.

Учительница (вызывает другого ученика). Миша! Оля правильно сказала? Миша. Да, правильно Число 6 больше, чем 5.

Учительница. Садись! Поставлю вам по “пятерке”. (Ученики оживляются.) Тише! Какое число больше: 10 или 9? (Вызывает Толю.) Толя. 10 больше, чем 9.

Учительница. Запишите в тетрадях. Работайте внимательно! (Ученики делают “запись” с помощью карточек с цифрами: 10>9'). Учительница проходит

Дети подготовительной к школе группы знакомы с цифрами между столами, смотрит в тетради. Затем ставит на стол счеты. Вызывает к доске Сережу.) Сережа, иди к доске. Сюда положи 10 косточек, а сюда 9.

Сережа (подходит к счетам, откладывает на верхней и нижней проволоках по 9 косточек). Я все сделал. Ученики (нестройным хором). Сережа ошибся! Толя (шепчет Сереже). Добавь еще 1 косточку.,

Учительница (строго). Не думаешь! Сколько отложил косточек? Проверь! Сережа (пересчитывает косточки, затем добавляет 1 косточку на верхней проволоке). Теперь правильно. Первый раз я ошибся.

Учительница. Поставлю тебе “тройку”. Садись! А сейчас поиграем. (Ученики зашумели.) Тихо, тихо! А то играть не будем. Игра называется “Угадай”. Вот 6 желудей. Надо отгадать, сколько я спрячу в правой руке и в левой. (Прячет желуди.) Отгадывайте! (Все ученики поднимают руки и называют разные варианты.)

Учительница (показывает желуди). Угадал Слава: в каждой руке по 3 желудя, а всего 6. А теперь поиграем в игру “Считай дальше”.

Она напоминает ученикам правила игры, и они считают от названного числа в прямом и обратном порядке. Звенит звонок, урок заканчивается. Во время перемены к учительнице подходит мама (воспитатель) с сыном. Мама (обращается к учительнице). Мы были у директора школы. Он сказал, что вы очень хорошая учительница, и просит вас принять нового ученика в свой класс. Мой сын еще не умеет так хорошо считать, научите его. Учительница (улыбаясь). Конечно, научим.

Так игра в “Школу” дает повод любителям математики проявить свои способности. Если раньше в роли учителей дети проводили в основном уроки рисования и пения, то позже любимым уроком (и обязательно первым) стал урок математики, в ходе которого они использовали счеты, цифры и другой материал. Весь урок, как видно из примера, наполнен типичным учебным содержанием: сравнение чисел, состав числа из двух меньших чисел, устный счет.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности учащихся на среднем этапе обучения
Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимс ...

Деловая игра «Контракт с руководителем»
Цель деловой игры – приобретение навыков подбора и выдвижения на руководящую должность в условиях, максимально имитирующих производственную обстановку. В процессе игры обучающиеся приобретают навыки анализа производственных ситуаций, умения дискутировать и определять необходимые качества кандидатов ...

Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для детей с ОНР характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru