Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Научные исследования по данной проблеме

Образование и воспитание » Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении » Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Научные исследования по данной проблеме

Страница 3

Современным психологом Н.И. Чуприковой проводились эксперименты, в которых дети, не умеющие считать, наблюдали за тем, как это делает кукла, находили ошибки, допущенные ею. По мнению автора исследования, освоению счета предшествуют: стабильность, неизменность, устойчивость порядка числительных; соотнесение объекта только с одним числительным; определение общего количества последним произнесенным числительным; сосчитывание предметов в любом порядке.

Интерес детей 2—3-х лет к называнию количества числом был выявлен в исследовании В. В. Даниловой.

Вторая идея, на которой базируется классическая теория, состоит в понимании числа как результата счета. Эта идея наиболее полно представлена в исследованиях А.М. Леушиной, Н.А. Менчинской и др. «Целостное» восприятие множеств (без сосчитывания) не признавалось данными исследователями и заменялось «аналитическим» — выполнением действий наложения и приложения в процессе сравнения.

Как мы определили на основе анализа научных исследований, основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении всего дошкольного возраста. Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. Леушина А.М. указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учит детей различать итог счета от процесса сосчитывания» У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего.

В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета.

В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. В старшей группе у дошкольников развивается понимание того, что число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Когда дошкольник хорошо познакомится с понятием количества, можно вводить запись цифрами. Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

При счете дети допускают ошибки, затрудняются в установлении однозначного соответствия между предметами и числами. Дети на этой (первой) ступени освоения еще не владеют навыками счета.

В дальнейшем, овладевая счетом, дети осваивают связь между числами (смежными элементами). Однако связи эти только прямые, ребенок не может начать называние чисел с любого числа, а только с самого начала последовательности (вторая ступень).

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Анализ опыта воспитания социальной активности в учреждениях дополнительного образования детей
В ходе исследования рассмотрено около сорока публикаций, освещающих, опыт организации воспитания в учреждениях дополнительного образования. Среди них были обобщения и авторские описания опыта, а также методические рекомендации организаторам воспитательной работы в условиях дополнительного образован ...

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...

Народные песни, их виды
Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получил ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru