Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Научные исследования по данной проблеме

Образование и воспитание » Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении » Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Научные исследования по данной проблеме

Страница 2

В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А.М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, знакомство с составом чисел) и метода изучения действий (число как результат счета; образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимнооднозначного соответствия; увеличение или уменьшение одного из них на единицу; освоение действий сложения и вычитания на основе сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности).

К.Ф. Лебединцев в результате многолетних наблюдений за развитием числовых представлений у детей, утверждал, что на первоначальном этапе познания чисел ведущим выступает восприятие множества («образ числа»). Постоянно сталкиваясь с необходимостью различать две руки, ноги, ребенок овладевает «образом» этого числа и переносит его на другие множества. Так познаются числа: 1, 2, 3, 4. Далее, за пределами этих совокупностей, познание чисел осуществляется на основе счета, который постепенно вытесняет восприятие множеств. Ребенок учится использовать числовой ряд для счета, ориентироваться в последовательности чисел.

Ребенок-дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют один или два предмета, сравнивают практическим путем два множества. В этот же период или несколько позже дети овладевают счетом. Счет является способом определения численности множеств и способом их опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как показатель мощности множества. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом. Именно в этот период происходит и знакомство с цифрами − знаками для обозначения чисел.

В научных исследованиях педагогов, занимающихся проблемой восприятия детьми дошкольного возраста, отражены особенности восприятия детьми числа и цифры. Одна из теорий — взгляд на число как на «образ». Согласно этой теории, первоначальное представление о числе у детей складывается на основе восприятия множеств (групп предметов) и называния их числом. Одновременно ребенок начинает соотносить цифру, как знак числа, с адекватным количеством. Это, как правило, числа и цифры: 1, 2, 3. Период восприятия множеств и называния количества элементов числом (без пересчета) исследователи относят к возрасту 2—4 года (исследования в этой области проводились В.А. Лаем, К.Ф. Лебединцевым, Д.Л. Волковским, Н.И. Чуприковой и др.). В психологии такое явление называется субитацией чисел. Субитация — непосредственная оценка числа предметов без счета. Явление субитации чисел – это восприятие малых множеств: в том случае, когда используется множество с очень малым числом объектов, человек может непосредственно и примерно оценивать их количество. Как и взрослые малыши обладают способностью к субитации, то есть к определению численности группы объектов прямо на глаз (на слух), не считая их, пока группа не очень велика. Для детей 3-4 лет эта группа составляет 2-4 предмета. Учитывая это явление необходимо широко опираться на зрительные образы, подчеркивающие количественный состав числа.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Анализ и обобщение результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
На контрольном этапе исследования для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, их видения собственного ЗОЖ, включая стремление к ЗОЖ, после проведения ряда мероприятий направленных на формирование ЗОЖ у подростков, мы еще раз предложили им заполнить анкету. Табли ...

Характеристика детей с общим недоразвития речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклоне ...

Классификация ключевых компетентностей
Следует отметить, что деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Мы не сможем однозначно ответить на вопрос, что является залогом успешной коммуникации: правильно поставленная цель к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru