Физиолого-гигиеническое и педагогическое обоснование двигательного режима учениц 10-11 классов

Образование и воспитание » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры » Физиолого-гигиеническое и педагогическое обоснование двигательного режима учениц 10-11 классов

Страница 1

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьники, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы продленного дня, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций (Рис.4.1.).

Показатели, отражающие суточный ритм физиологических функций, в значительной мере зависят как от длительности учебных занятий, так и от их организации.

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднения крово и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных занятий у школьниц происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьниц отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника.

Принято различать две фазы утомления: первая фаза – возбуждение – выражается в возрастании утомления и вторая – возбуждение сменяется наступлением охранительного торможения (внешние признаки: чувство апатии, сонливости). Эти фазы утомления характерны для школьников всех возрастных групп.

Следовательно, работоспособность у школьниц на протяжении урока не бывает постоянной. В начале она невысока, затем поднимается и удерживается какое-то время на высоком уровне, после чего начинает снижаться, претерпевая таким образом три качественно различных периода: врабатывание, устойчивое состояние умственной работоспособности и утомление. Фазовость изменения работоспособности учащихся повторяется на каждом учебном занятии.

Умств.

раб-сть

Время

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Становление и развитие информационной культуры личности
Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты и практически в ...

Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выпускает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащийся преобразует и охраняет ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее зак ...

Экспериментальное изучение двигательной активности детей 5–6 лет
Опытно-экспериментальная работа, проводилась в ДОУ «Огонек» с. Советское, Советского района с 17.01.11 г. по 16.06.11 г. с детьми 5–6 лет условно разделённых на две группы по 7 человек. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 14 человек. На констатирующем этапе проводилась р ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru