Формирование словоизменения у детей с ОНР

Страница 1

На начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания –у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

Глаголы:

согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе:

дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят, поёт – поют, гремит – гремят и т.д.);

с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят, бросает – бросают и др.);

с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут, стрижет – стригут, толчёт – толкут и т.д.).

Второй этап – включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

дифференциация в единственном числе;

дифференциация во множественном числе;

дифференциация 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде:

согласование глагола и существительного мужского рода;

согласование глагола и существительного женского рода;

согласование глагола и существительного среднего рода;

дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

Прилагательные:

согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа:

формы мужского рода:

с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, меховой и пр.);

с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, весёлый и т.д.);

формы женского рода:

с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, меховая и пр.);

с безударным окончанием (добрая, вкусная, красная, весёлая и т.д.);

формы среднего рода:

с ударным окончанием (голубое, большое, лесное, меховое и пр.);

с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, широкое и т.д.);

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах:

в беспредложных конструкциях;

в предложных конструкциях;

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

При формировании словоизменения в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний:

глагольные;

субстантивные;

адъективные;

наречные;

местоимённые;

словосочетания с числительными.

В работе с детьми, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у детей с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат. Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);

предикат + объект, выраженный существительным в косвенном падеже без предлога (рубит топором, дарит внучке);

предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

Среди именных словосочетаний наиболее доступными для детей с ОНР являются следующие:

словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Мышление как познавательный психический процесс
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...

Сила как физическое качество человека
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мы­шечных усилий. Один из наиболее существенных 'моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с измен ...

Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru