На начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания –у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
Глаголы:
согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе:
дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят, поёт – поют, гремит – гремят и т.д.);
с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят, бросает – бросают и др.);
с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут, стрижет – стригут, толчёт – толкут и т.д.).
Второй этап – включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы:
дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
дифференциация в единственном числе;
дифференциация во множественном числе;
дифференциация 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде:
согласование глагола и существительного мужского рода;
согласование глагола и существительного женского рода;
согласование глагола и существительного среднего рода;
дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.
Прилагательные:
согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа:
формы мужского рода:
с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, меховой и пр.);
с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, весёлый и т.д.);
формы женского рода:
с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, меховая и пр.);
с безударным окончанием (добрая, вкусная, красная, весёлая и т.д.);
формы среднего рода:
с ударным окончанием (голубое, большое, лесное, меховое и пр.);
с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, широкое и т.д.);
Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах:
в беспредложных конструкциях;
в предложных конструкциях;
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
При формировании словоизменения в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний:
глагольные;
субстантивные;
адъективные;
наречные;
местоимённые;
словосочетания с числительными.
В работе с детьми, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у детей с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат. Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:
предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);
предикат + объект, выраженный существительным в косвенном падеже без предлога (рубит топором, дарит внучке);
предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).
Среди именных словосочетаний наиболее доступными для детей с ОНР являются следующие:
словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);
Полезная информация:
Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...
Методика формирования культуры речи в школе
Первый этап: выбор темы. Методика формирования культуры речи в школе. Второй этап: конкретизация проблемы. Обоснование актуальности проблемы Культура речи - это умение правильно говорить, писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Уже в Древних Греции и Риме ...
Природа и духовное начало народных воспитательных традиций
Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понят ...