Психолого-педагогическая коррекция нарушений грамматического строя речи

Образование и воспитание » Психолого-педагогическая коррекция нарушений грамматического строя речи

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период наиболее активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над:

морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам);

словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств);

синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка. коррекция грамматический строй речь

Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе своеобразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. На этой основе формируется обобщённый образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизмов аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка.

Постепенность овладения грамматическим строем объясняется возрастными закономерностями нервной деятельности ребёнка, а также сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические стереотипы. замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребёнок начинает употреблять распространённые предложения, у него растёт активный словарь, расширяется сфера общения.

На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка: "Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком очень высоким. В это время ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления".

Полезная информация:

Игра как метод экологического образования
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически гр ...

Речевые разминки
Снежный ком. Один ученик произносит слово по какой-то установленной теме. Следующий повторяет это слово и добавляет свое и т.д. Угадай. Ведущий демонстрирует действие, не называя его. Задача остальных - угадать движение и назвать его по-английски. Любопытный незнайка. Один ученик задает всевозможны ...

Теоретические аспекты проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Взгляды отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблему мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и дале ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru