Обследование грамматического строя речи

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Установление сформированности грамматического строя речи – один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи.

В ходе обследования грамматического строя речи проверяется умение детей использовать в самостоятельных высказываниях существительные и глаголы единственного и множественного числа (как с продуктивными, так и непродуктивными окончаниями), изменять существительные по родам, падежам, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Особое внимание обращается на употребление простых и сложных предлогов. С этой целью детям предлагают ответить на вопросы по картинке, серии картинок, во время демонстрации действий; добавить в предложение недостающее слово, употребив его в нужном роде, падеже, числе; самостоятельно составить предложение по опорным словам. Из навыков словообразования проверяется умение образовывать слова при помощи приставок и суффиксов. Выявляется уровень владения различными типами структуры предложения. Отмечается, какие типы предложений ребёнок использует в речи: простые (распространенные, нераспространенные), сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые), количественное соотношение простых и сложных предложений, умение пользоваться союзами, правильность построения и оформления предложений с морфологической и синтаксической точки зрения. Логопед при этом использует различные игровые моменты. Например: "Кто кому помогает?", "Кто кому мешает?", "Кто чем защищается?", "Кто чем питается?", "Экскурсия в зоопарк" (Кого увидели в клетках?), "Кого напугал волк?" и т.д. Обследование речи, и, в частности, грамматического строя рекомендуется проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой (1994); О.Б. Иншаковой (1993); В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (2000). Результаты обследования логопед заносит в речевую карту, затем составляет план индивидуальных занятий с детьми.

Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Полезная информация:

Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых ...

Речевые нарушения у школьников общеобразовательных школ
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у ...

Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Связная речь по определению Ф.А. С ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru