Обследование грамматического строя речи

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Установление сформированности грамматического строя речи – один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи.

В ходе обследования грамматического строя речи проверяется умение детей использовать в самостоятельных высказываниях существительные и глаголы единственного и множественного числа (как с продуктивными, так и непродуктивными окончаниями), изменять существительные по родам, падежам, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Особое внимание обращается на употребление простых и сложных предлогов. С этой целью детям предлагают ответить на вопросы по картинке, серии картинок, во время демонстрации действий; добавить в предложение недостающее слово, употребив его в нужном роде, падеже, числе; самостоятельно составить предложение по опорным словам. Из навыков словообразования проверяется умение образовывать слова при помощи приставок и суффиксов. Выявляется уровень владения различными типами структуры предложения. Отмечается, какие типы предложений ребёнок использует в речи: простые (распространенные, нераспространенные), сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые), количественное соотношение простых и сложных предложений, умение пользоваться союзами, правильность построения и оформления предложений с морфологической и синтаксической точки зрения. Логопед при этом использует различные игровые моменты. Например: "Кто кому помогает?", "Кто кому мешает?", "Кто чем защищается?", "Кто чем питается?", "Экскурсия в зоопарк" (Кого увидели в клетках?), "Кого напугал волк?" и т.д. Обследование речи, и, в частности, грамматического строя рекомендуется проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой (1994); О.Б. Иншаковой (1993); В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (2000). Результаты обследования логопед заносит в речевую карту, затем составляет план индивидуальных занятий с детьми.

Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Полезная информация:

Восстановительный этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому ...

Что составляет экологическую культуру
Слово <<экология>> и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под <<экологическим воспитанием>> понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомн ...

Характеристика методик обучения английскому языку на начальном этапе
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны "не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу". Создать реальную обстано ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru