Фонематическая система русского языка

Страница 4

Первый поступивший сигнал удерживается до появления второго, но не смешивается с ним, сопоставляется. Такое же явление происходит при восприятии слога, в котором обычно акустически мощный гласный сочетается с маломощным согласным. Последовательно поступающие по слуховому тракту нервные импульсы, вследствие кодирования эквивалентные звуковым спектрам, удерживаются в ядре слухового анализатора до момента прихода последнего элемента из состава принимаемой фразы.

Если кратко перечислить приспособления для приема речи по рассмотренным этапам анализа и синтеза, то получится следующая цепь звеньев:

первичное аналитическое распадение синтетических акустических комплексов в слуховом рецепторе на отдельные признаки звука и переход этих признаков на новые несущие сигналы – нервные импульсы;

удержание поступивших сигналов на время приема отдельного простого сообщения (фразы);

включение механизма постоянных различителей, отделение основной частоты от спектра выделения речевых формант и связи с этим первичный синтез слова в тембрах;

узнавание слова из состава усвоенного лексикона по категориальным и индивидуальным приметам и в связи с этим полный синтез отдельного слова;

синтез слов в систему сообщения по усвоенному применению правил грамматики и логики;

различие ступеней интонационного квантования по высоте, громкости и долготе и в связи с этим переозначение словесных комплексов применительно к ситуации;

понимание мысли отдельного сообщения и удержание ее через какой-либо заменитель.

Таков путь приспособления для приема речи. Он начинается с анализа и кончается синтезом.

На протяжении более двух десятилетий проблема речевого восприятия остается в центре внимания психологов и психолингвистов. Многочисленные исследования показали, что речевое восприятие представляет собой неоднородный многоплановый процесс. При этом восприятие, как и всякий другой процесс, рассматривается в единстве актуальной, процессуальной и результативной, содержательной стороны, свидетельствующей о самом факте отражения. Осмысление, определяемое как процесс раскрытия и установления связей и отношений, в свою очередь, имеет результативную сторону, которая может быть положительной и отрицательной. Положительный результат осмысления в акте речевого восприятия является пониманием, тогда как отрицательный результат этого процесса выражается в непонимании.

То, что восприятие и понимание образуют единый процесс, подчеркивается в работах всех исследователей речи. Так, В.А. Артемов отмечает: «…мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия. Именно этот единый процесс взаимодействия и понимания и определен нами как смысловое восприятие…»

Смысловое восприятие также неразрывно связано и с мнемической деятельностью. Действительно, если в других видах восприятия, например,

при восприятии предмета, восприятии пространства и т.д., формирование первоначального перцептивного образа может рассматриваться как «центральная проблема психологии восприятия», то при смысловом восприятии не менее важной оказывается проблема соотнесения действующего в данный момент на слуховой анализатор вербального раздражителя с тем лингвистическим опытом, котором располагает индивид. И если память хранит языковые сведения, не сможет реализоваться. Человек в таком случае, как известно, будет только слышать нерасчлененный звуком поток, оставаясь на уровне элементарного сенсорного действия. Ясно, что смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, является сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что, рассматривая особенности протекания процесса восприятия речевого сообщения, С.Л. Рубинштейн (1941), В.А. Артемов (1954), Н.И. Жинкин (1958) наметили направление «анализа через синтез» в общепсихологическом плане. Наиболее полное представление приема речевого сообщения дано Н.И. Жинкиным. В несколько свободной интерпретации этот процесс можно представить совокупностью двух этапов, составляющих уровень перцептивной обработки речевого сигнала, которая, по мнению Н.И. Жинкина, осуществляется «механизмами различия и узнавания», удержания и сохранения информации во времени для последующей обработки, на основе мыслительных операций анализа и синтеза, с включением принципа «эквивалентных замен».

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Алгоритм командно-игровой деятельности
Алгоритм командно-игровой деятельности разрабатывается на основе анализа объекта и технологии его деятельности. Конечная цель разработки – наличие у студента системного представления об игровой деятельности, а промежуточная – построить базу, на основе которой разрабатывается план игровой деятельнос ...

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерп ...

Обобщение анализа теоретических предпосылок исследования
Проведенный анализ литературных данных позволяет определить теоретические основы исследования. К ним можно отнести знания из области лингвистики, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Так же билингвизм является исследовательским предметом социологии, где первостепенное значение им ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru