Фонематическая система русского языка

Страница 2

По данным В.К. Орфинсой, в начальной и конечной позиции гласные выделяются легче, чем согласные. Среди гласных легче выделяются ударные гласные, чем безударные.

Ударение является средством объединения слова в одно целое. Ударный слог может объединить вокруг себя не более 5 – 6 безударных слогов. Если количество слогов в слове превышает эти цифры, то возникает побочное, или второстепенное ударение.

В неодносложных словоформах слоги произносятся неодинаково, причем один из них выделяется в произношении. В русском языке это выделение осуществляется большим напряжением артикулирующих органов создающим большую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества того или иного звука под ударением) и длительность гласных звуков. В речевом потоке степень редукции безударных гласных определяется близостью к ударному слогу не только в составе слова, но и в составе фразы. Последний слог слова может редуцироваться не по типу заударного, а по типу предударного по отношению к ударению в следующем слове. Такое фонетическое выделение одного из слогов называется ударением, а выделяемый слог – ударный. Ударение – это признак знаменательного слова в целом. Обычно знаменательное слово в любой из своих словоформ имеет одно ударение.

В русском языке ударение не прикреплено постоянно к какому-нибудь определенному слогу или определенной части слова и в разных словах может находиться на любом слоге словоформы и на разных морфемах.

Разноместность русского ударения используется для различия разных слов, совпадающих по звуковому составу или для дифференциации разных словоформ одного и того же слова.

Щелевые согласные легче выделяются в конечной позиции, а щелевые – в начальной. Твердые согласные легче выделяются, чем мягкие. Наибольшую сложность представляет выделение безударных гласных среди согласных, так в этой позиции редуцированный гласный воспринимается как призвук предыдущего согласного.

Фонематический синтез направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем. Он предполагает, прежде всего, способность к слогообразованию – по сути, переводу фонем в аллофоны.

Результатом сопоставления фонематического состава слов и их лексического значения становится формирование смыслоразличительной функции фонем. Это функция неотделима от фонематических представлений о фонемном составе тех или иных слов. Так, в языковой системе жестко фиксируется, что слова бочка и дочка имеют разный смысл, а слово, например, вочка вообще не имеет смысла.

Роль слуха в развитии фонематической системы

Для того чтобы сознательно и планомерно развить речь, необходимо знать устройство речевого механизма и особенности его работы.

Только человек способен усвоить сложную систему языка. Животные, хотя и применяют разнообразную, в том числе и звуковую сигнализацию, не могут научиться чему-нибудь похожему на язык людей. Человеческий язык обладает той замечательной особенностью, что из ограниченного числа речевых звуков (фонем, которых, например, в русском языке только более 40) образуется громадное число слов, из слов может быть составлено бесконечное число предложений, из предложений могут быть сформулированы тексты (речь) также в бесконечном разнообразии.

К трем месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие. Реакция на звуковой раздражитель и возможностью локализации звука в пространстве появляется в 7–8 недель, более отчетливо в 10–12 недель, когда ребенок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некоторое время, такая же реакция возникает на звучащую игрушку. Слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер: если заговорить с длительно возбужденным или кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он перестает кричать. Если в момент звукового раздражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Методическая разработка творческого дела
Творческая игра «Избушка бабы-яги» Цель: создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности. Подготовка. 1. Подбор участников. Разделить детей по группам. 2. Разработка сценария ...

Память человека как один из познавательных процессов
Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Каждый день мы узнаём много нового, с каждым днём обогащаются наши знания. Все, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга. Память является важней ...

Родительское собрание "Формирование ЗОЖу подростков"
Цель: информировать родителей о влиянии ЗОЖ на организм подростка Задачи: ознакомить родителей с компонентами ЗОЖ; информировать о направлениях формирования ЗОЖ у подростков; дать рекомендации о влиянии на подростка с цель формирования у него ценности ЗОЖ. Оборудование: компьютер, проектор, слайды ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru