Фонематическая система русского языка

Страница 1

«Речевой квалифицированный слух» – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходным между собой.

Фонематическая система состоит из минимальных лингвистических единиц – фонем, сформулированы тексты (речь) также в бесконечном разнообразии.

Известный лингвист Матусевич М.И. дала развернутое определение фонемы: «Фонема-это мельчайшая линейно не делимая единица языка, противопоставленная всем другим фонемам, могущая иметь самостоятельное значение, входящая в состав звукового облика слов или фонем и способная их дифференцировать». В русской фонетической системе предпочтение отдается открытым слогам. На основании анализа экспериментальных данных Л.В. Бондарко утверждает, что любые фразы произносится человеком как последовательность открытых слогов. Слог – это условие существования аллофонов (вариантов) фонем.

Фонология – раздел языкознания изучающей звуковые единицы языка – фонемы. Фонемы – это неделимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различия их звуковых видов.

В отличие от звука, выделяемого и отожествляемого в потоке речи звуковая единица языка – фонема в значительной степени абстрагирована от конкретных звуковых реализаций в определенной позиции в словоформе. В пределах одной и той же морфемы в разных словоформах на одном и том же месте могут находиться разные звуковые единицы языка – сильные и слабые фонемы.

В.К. Орфинская, Р.Е. Левина писали о том, что фонематическая система выполняет ряд функций, необходимых как для восприятия, так и для воспроизведения не только устной, но и письменной речи.

К функциям фонетико-фонематической системы относятся:

– слухопроизносительная дифференциация фонем;

– фонематический анализ и синтез;

– смыслоразличение.

Функция слухопроизносительной дифференциации фонем предполагает способность классифицировать звуки речи по акустико-артикуляционным признакам. В русском языке звуки различаются на 42 фонемы – 6 гласных, характеризующих тремя признаками (ряд, подъем, лабилизация), и 36 согласных, различающихся между собой по пяти признакам (вокальность, назализация, палатализация, место и способ образования). Фонемы представлены в живой речи вариантами – аллофонами, которые объединяются в фонемы не столько по акустико-артикуляционной близости, сколько по позиционному поведению.

Существует мнение, что некоторые фонемы имеют акустическое сходство при существенных различиях в артикуляции и наоборот. Такое мнение противоречит законам физики, так как качество звуков зависит от конфигурации генерирующих их устройств. На взгляд ученых, в работах Л.В. Бондаренко убедительно доказано, что акустическое сходство речевых звуков прямо обусловлено общими параметрами их артикуляции.

Аналитико-синтетическая функция фонематической системы предполагает осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза. В.К. Орфинская относила к простым формам фонематического анализа способность выделять звук на фоне слова, т.е. определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, т.е. распознавать фонематический состав слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный – определение количества фонем в слове; последовательный, или порядковый, определение последовательности фонем в слове и позиционный анализ – определение места фонемы в слове.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Методика проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Для эффективности формирования ЗОЖ у подростков необходимо решать проблему комплексно. Для этого следует объединить усилия педагогов, родителей и самых учащихся. В работе с учащимися 9А класса были проведены следующие мероприятия: С целью информирования подростков об основных составляющих ЗОЖ, был ...

Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни подростков
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании подростков и молодежи. В связи с этим возникла ост ...

Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника
Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru